Юг манит: в ближайшие годы более трети всего нового строительства в Петербурге придется на Пушкинский район
Пушкинский район Петербурга имеет все предпосылки для превращения в новый и мощный центр притяжения для жителей города и области.
Этому способствует не только объем незастроенных участков, но и создание «ИТМО Хайпарка», скоростного трамвая до микрорайона Шушары, кампуса СПбГУ и др. Об этом рассуждали урбанисты, девелоперы и представители городской администрации в рамках дискуссии, проведенной в деловом клубе Meeting!.
Заместитель гендиректора СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Андрей Шаньгин сообщил, что движение на участке трамвайной линии «Славянка» от метро «Купчино» до поселка Шушары может быть открыто уже в 2026 году. Строительство этого отрезка стартовало в прошлом году, протяженность трамвайных линий составит 21 км, остановок на всем протяжении – 24. Транспорт – действительно один самых актуальных вопросов для жителей Пушкинского района, особенно, Шушар. Жилья здесь строят много, а пропускная способность существующих дорог не в полной мере соответствует транспортному потоку.
В дни проведения крупных мероприятий в «Экспофоруме» пробки усугубляются. Для решения проблемы сейчас прорабатываются варианты возможного примыкания Шушарской дороги к скоростной дороге Москва – Петербург, а также непосредственный съезд с нее на дорогу в аэропорт.
Трамвай спасения
«Есть подвижки и осторожный оптимизм, что ситуация будет исправляться. Для этого нужен более ответственный подход самих застройщиков (принимать обязательства строить прилегающую улично-дорожную сеть), а также создание магистральной УДС и развитие городского пассажирского транспорта. Реализация концессионного проекта трамвая «Славянка» станет для Шушар спасением», – говорит г-н Шаньгин.
«Это прекрасная новость. Трамвай разгрузит транспортный поток и поможет социальной инфраструктуре, – отмечает коммерческий директор по региону Санкт-Петербург Группы «Эталон» Ирина Соловьева. – Наш ЖК «Монография» сдается во втором квартале 2025-го, и когда жильцы будут делать ремонт в квартирах, трамвай уже пойдет».
Кстати, кроме Шушар и аэропорта, Генпланом предусмотрена трамвайная линия до города-спутника Южный.
По данным директора департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers Елизаветы Конвей, Пушкинский район выходит в лидеры по объему нового строительства. Только за прошлый год девелоперы приобрели здесь 145,2 га под жилье. «Это очень большой объем. Он свидетельствует о крайней привлекательности этой части города. Активных игроков в этой локации довольно много: «Группа ЛСР» купила здесь 57 га на Пулковской улице, близ Московского шоссе; ГК «ФСК» пополнила земельный банк на 30 га у Московского шоссе, напротив реки Славянки; ГК «ПСК» приобрела 25 га у Московского шоссе, а КВС – 23,5 га в Гуммолосарах».
Группа «Эталон» сейчас строит два жилых проекта: четырехэтажный ЖК «Пулковский дом» на Царскосельских холмах и ЖК «Монография» (12 этажей) в микрорайоне Шушары, а также владеет несколькими наделами.
«Пушкинский район достаточно перспективный и в последние годы активно развивается. Нам как девелоперам район интересен по ряду причин: хорошая транспортная инфраструктура, близость аэропорта Пулково и КАД; удобно добираться до Московского вокзала; достаточно развитый производственно-складской сегмент, который обеспечивает рабочими местами, – рассуждает исполнительный директор по региону Санкт-Петербург Группы «Эталон» Сергей Шолохов. – Сейчас в «Монографии» мы завершаем монолитные работы и приступаем к отделке фасадов и установке окон. В Шушарах у нас есть еще три участка, где предусмотрено около 105 тыс. кв. м продаваемых площадей. Это тоже будут комфортные среднеэтажные (до 12 этажей) дома со всей инфраструктурой и благоустройством по стандартам Группы «Эталон».
«Мы выходили в этот район с тем, чтобы привнести сюда новый продукт: небольшое количество квартир на этаже, широкая линейка планировок двух- и трехкомнатных вариантов (а не 80% студий на проект), – продолжает Ирина Соловьева. – Здесь уже открыт и работает детский сад, строится школа, поэтому перед жителями не встанет вопрос: «В какой садик и школу вести детей?» Большое внимание мы уделяем ландшафтному дизайну придомовых территорий (двор – без машин), детским и спортивным площадкам. Локацию, где мы строим, я назвала бы Новые Шушары. В целом работающие здесь застройщики уделяют очень много внимания качеству проживания людей. Тут и другая архитектура, и комфортная высотность (12 этажей), и вся социальная инфраструктура в пешей доступности», – поясняет г-жа Соловьева.
Жилье и наука
Другую мощную точку роста и притяжения обещает создать в Пушкинском районе «ИТМО Хайпарк», а также частный инвестор, который намерен построить вокруг этой технологической долины город-спутник Южный.
«У нас самый крупный инфраструктурный проект на Северо-Западе с впечатляющим бюджетом. Мы формируем инновационный кластер – один из крупнейших в РФ, это попытка создать свою кремниевую долину, – рассказывает руководитель проектов «ИТМО Хайпарк» Михаил Мастин. – Мы – абсолютные лидеры по приросту магистрантов, в последние годы – до 30% в год. Поэтому нам нужен новый кампус. Он станет новым центром притяжения и создания квалифицированных рабочих мест. В технологической долине разместится бизнес-парк для проектов, связанных с развитием высокотехнологичных отраслей. Плюс у нас высококвалифицированные (и пока недорогие) кадры – выпускники ИТМО, которых «хантят» уже со второго курса. Это тот плавильный котел, где в одном месте будут работать технологи, бизнесмены, магистранты, специалисты и ученые. Это самая лучшая конвергенция, которую можно представить».
По словам г-на Мастина, сейчас строится первый этап Хайпарка, который предстоит завершить до 2025 года, а все три этапа – до 2030-го. «ИТМО Хайпарк» создаст не менее 6 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.
Как верно заметил генеральный директор Urban Pro Александр Холоднов, в крупной агломерации должно быть несколько больших и сильных точек роста, которые хорошо связаны между собой скоростным транспортом. «Это концепция полицентричности. Если есть все три условия: инвестиционный спрос, центры притяжения, транспортная доступность – значит, есть полицентричность», – заключает г-н Холоднов.
Елизавета Конвей считает, что Шушары 2019 года и Шушары 2023-го – это разные локации: «И девелопмент 2023 года принципиально улучшился с точки зрения характеристик продукта, педантичного отношения к концепции и квартирографии. Поэтому мы находимся на ином эволюционном витке».