Наталия Коротаевская: «Спрос на квартиры с отделкой и даже с меблировкой будет расти»
Группа Аквилон намерена активнее строить в Ленобласти, но при этом полностью сохраняет свое присутствие в Петербурге, в котором, помимо жилья, собирается возводить и бизнес-центры современного формата. О причинах такого решения и о том, как должен развиваться продукт на первичном рынке жилья, рассуждает коммерческий директор Группы Аквилон Наталия Коротаевская.
– Что происходит с параметрами квартир и самих проектов в нынешних рыночных условиях? Многие говорят об упрощении продукта с целью снижения его стоимости.
– Упрощение проектов может стать стратегической ошибкой. Некоторые компании пытаются любой ценой снизить стоимость квартиры, и мы уже слышим, например, о студиях размером всего 15 кв. м. Надеюсь, мы не дойдем до плотности застройки Гонконга, не поддадимся панике и не будем строить микроквартиры, не повторим ошибок, допущенных в один из кризисов при застройке Мурино и Кудрово. А продолжим работать над оптимизацией планировок с позиции функциональности: в своих проектах мы стараемся избавиться от длинных коридоров, неиспользуемых углов и т. д. Будем думать над планировками, над стандартами отделки так, чтобы создать максимально проработанный, продуманный и функциональный продукт. Например, мы видим рост интереса к европланировкам. Хотя лидерами продаж остаются студии и однокомнатные квартиры, но спрос на «евродвушки» заметно растет. Присматриваются к ним люди разного возраста, а не только молодежь. С одной стороны, покупателям важна возможность выбора планировки, с другой – эта планировка должна быть понятной. Нужны ниши под шкафы, места для дополнительных спальных мест, для организации рабочего пространства, должно быть место, где удобно разместить холодильник, стол и пр.
Да, себестоимость растет, но нужно максимально сохранять наполнение проектов, поскольку понятие «квадратного метра» давно вышло за пределы квартиры. Должны оставаться коммерческие помещения на первых этажах, детские площадки и места отдыха для разных возрастных категорий жильцов, качественное благоустройство, системы «умного дома», сити-боксы и многое другое, к чему уже привыкли покупатели.
– Запросы клиентов меняются?
– Конечно. Например, все чаще покупают квартиру «на вырост». Люди понимают, что время выплаты ипотеки увеличилось, поэтому рассматривают жилье на годы вперед. Раньше многие молодые пары выбирали небольшую квартиру, рассчитывая поменять ее через пару лет, например, когда родится ребенок. Теперь все больше покупателей сразу подыскивают вариант на долгосрочную перспективу, удобный даже при расширении семейства. И люди ориентируются не столько на стоимость квартиры, сколько на комфортный размер ипотечного платежа.
Кроме того, будет увеличиваться спрос на варианты с отделкой и даже с меблировкой, поскольку эти дополнительные затраты можно включить в ипотечный платеж. А прождав квартиру год или несколько, покупатель получает ее полностью упакованной; уже не требуются дополнительные накопления или кредитные средства, чтобы начать в ней жить. Поэтому мы модернизируем наши варианты отделки. У нас уже были проекты с чистовой отделкой, и такие квартиры пользовались хорошим спросом. Так что мы и дальше будем развиваться в этом направлении. Возможно, выведем на рынок проекты, где все квартиры будут предлагаться с отделкой. Ведь если люди подбирают себе жилье на больший срок, они гораздо внимательнее оценивают качество отделки и меблировки, да и весь жилой комплекс в целом: парадные, колясочные, места для прогулок с детьми или, наоборот, для тихого отдыха и т. д. и т. п.
Нельзя отказываться и от коммерческих помещений на первых этажах, поскольку горожане привыкли к продуктовым магазинам в шаговой доступности, к пунктам выдачи интернет-заказов, к аптекам и другим бытовым объектам. Для покупателей новой недвижимости уже норма, что за хлебом при необходимости можно выйти в тапочках и в любое время дня и ночи.
– Какие еще сопутствующие объекты должны быть в жилом комплексе? Мода на коворкинги вроде бы проходит…
– Мы планируем формировать карту назначений встроенных помещений на первых этажах жилых комплексов, чтобы там не было пяти пекарен и ни одной аптеки, например. И помогать собственникам выбрать наилучшее место для бизнеса или определить функцию помещений. Хорошо, что пока с этой задачей неплохо справляется и сам рынок. Кроме того, у нас есть проекты, в которых предусмотрены пространства «Аквилон KIDS» или «Аквилон FITNESS», а иногда и то и другое. Но это наше предложение по использованию помещений. Жильцы могут решить иначе и создать на этих площадях, например, тот самый коворкинг, хотя эта мода действительно затихает.
Что касается офисов, мы рассматриваем еще одно направление развития – создание бизнес-центров в Москве и Петербурге. Мы успешно реализовали «Аквилон LINKS» в Петербурге, в Архангельске тоже есть опыт строительства подобных объектов, поэтому мы видим перспективы дальнейшего развития направления. Очевидно, что в Петербурге пространств, отвечающих современным офисным форматам, недостаточно, и наша компания намерена этот пробел восполнить. Уже есть два перспективных проекта в Петербурге, о которых мы можем объявить в следующем году.
– Что подразумевается под современными форматами?
– Это будут здания и пространства, которые смогут удовлетворить любой запрос. Свободные планировки, площади для современных офисов, где есть просторные помещения для общих встреч и обсуждений, а также изолированные места для сосредоточенной работы. Плюс зоны отдыха: как внутренние, так и внешние, которые модно создавать на балконах или террасах. Кроме того, в бизнес-центрах должна быть развита сопутствующая инфраструктура, например, кафе, где можно провести встречу в неформальной обстановке.
Важно удовлетворить самые разные запросы на офисы. Можно организовать на части этажей классические офисы с кабинетами, а другие отвести под более современные решения, включая пространства для компаний, использующих гибридный формат работы, когда сотрудники частично присутствуют в офисе, а остальное время трудятся из дома. Для них тоже важно грамотно организовать рабочие места.
– Кто будет управлять этими бизнес-центрами и заниматься их эксплуатацией?
– Скорее всего, наша управляющая компания. Ее работу мы сейчас тестируем и отлаживаем на нашем бизнес-центре «Аквилон LINKS».
– Почему Группа решила заняться офисами? Ведь первичный рынок жилья по-прежнему наиболее привлекателен с точки зрения возврата инвестиций.
– У нас есть положительный опыт создания коммерческих объектов, и его не стоит игнорировать. Так, в Архангельске мы построили объекты самого разного назначения, в том числе одна из крупнейших гостиниц города возведена Аквилоном. «Аквилон LINKS» стал нашим успешным дебютным проектом в Петербурге. Поэтому данный шаг абсолютно логичен. Кроме того, это некая диверсификация бизнеса, о которой сейчас задумывается большинство компаний.
– Какие методы стимулирования спроса могут предложить застройщики, банки или власти?
– Пока застройщики держатся за счет льготной ипотеки, и, скорее всего, до марта 2024 года все будет хорошо. Дальнейшие меры по стимулированию спроса возможны только в диалоге между властями, девелоперами и банками. Понятны опасения всех регуляторов, в том числе по поводу закредитованности населения. Но с учетом демографической ситуации власти не сумеют полностью отказаться от льготной ипотеки, во всяком случае для определенных категорий граждан.
Однако многое будет зависеть и от самого продукта: чем больше новая квартира готова к проживанию, тем меньше затраты клиента. Раньше и чистовая отделка многими воспринималась в штыки, потом некоторые клиенты недоумевали, зачем это застройщики им в счет еще и мебель записывают. Теперь эти опции воспринимаются нормально, люди понимают, что квартира с отделкой и меблировкой от застройщика обойдется ощутимо дешевле, чем самостоятельный ремонт и обстановка. К тому же эти затраты можно в ипотечный кредит включить. Так что со временем все больше будет зависеть от самого продукта, а не, например, от местоположения.
– Снижение ипотечного платежа – одна из стратегических задач для застройщиков. Есть ли новые идеи на этот счет? Например, по поводу совместных программ с банками, как было с «нулевой ипотекой»…
– В настоящее время у нас есть совместная с Совкомбанком программа «Берем проценты на себя», когда проценты по кредиту на первоначальный период берет на себя застройщик. Это дает покупателю время на то, чтобы после внесения первоначального вноса решить финансовые задачи и выйти на комфортные выплаты по ипотеке. Мы прорабатываем данную программу и с другими партнерами.
Реклама / Группа Аквилон / Проектные декларации на сайте наш.дом.рф