Почём жизнь на краю земли?
Василеостровский намыв – это уже не песчаные дюны с отдельными домами без инфраструктуры, но пока ещё не самое комфортное место для жизни. Скорее большая стройплощадка с хорошими перспективами. Переехать сюда года через три – самое то.
Количество новостроек на намывных территориях растёт в буквальном смысле в геометрической прогрессии. Судите сами: ещё в середине 2017-го их было всего две, спустя год – уже четыре, а сейчас – восемь (включая один сданный объект).
Но ценник для столь престижного района как Василеостровский пока довольно гуманный – сказывается недостаток… практически всего. Но нет сомнений, что инфраструктурные проблемы решатся (хотя бы частично) в ближайшую пару лет. А вслед подорожают и квартиры – это вещи прямо взаимосвязанные.
Пионеры намытого запада
Первопроходцам намыва – компаниям «Лидер Групп» и Seven Suns Development, которые стали осваивать эти территории в 2012-2014 гг., пришлось решать задачи посложнее: самостоятельно тянуть сюда инженерные сети, которые изначально обещал построить город. Из-за этого пилотные дома были сданы с задержками. И на сегодня только один проект реализован полностью – это ЖК «Капитан Немо» от «Лидер Групп».
Впрочем, ЖК «Светлый мир «Я – Романтик» тоже вскоре финиширует: там осталось сдать всего один корпус. Кстати, именно в этом комплексе находится единственный пока готовый социальный объект на намыве – детский сад на 140 мест. Пока он не работает, поскольку ещё не передан на баланс города.
В начале будущего года по плану завершится строительство ещё одного ЖК от Seven Suns Development – «Светлый мир «Тихая гавань». Это один из немногих «намывных» проектов, где все квартиры передадут дольщикам с чистовой отделкой. Ещё обещают встроенный детский сад, но небольшой – всего на 80 малышей.
Третьим пришёл на запад Васильевского острова Glorax Development. Представители столичной компании ещё на этапе презентации проекта Golden City в 2017-м без лишней скромности обещали в корне поменять представления горожан об этой части города и создать визитную карточку Петербурга для морских туристов. Что ж, сдача первой очереди уже не за горами, и можно убедиться – проект действительно выпадет из общей картинки. Об эстетической привлекательности архитектуры со странноватыми шпилями можно спорить (что и делают урбанисты). Но то, что Golden City не похож на соседние новостройки, – факт. Средний ценник тут примерно соответствует городскому – 122 000 руб./кв.м; он повыше, чем в среднем на намыве (114 000 руб.).
Самые привлекательные цены – в триумвирате от «Лидер Групп»: жилых комплексах «Магеллан», «Колумб» и «Нахимов», объединённых в общий квартал «Гавань капитанов». Нижнюю планку держит «Магеллан»: 2,6 млн за студию и 3,4 млн за «единичку». Доступнее предложения на намыве точно нет. «Колумб» позиционируется как «комфорт+», здесь предусмотрен большой паркинг и совсем немного малогабаритного жилья, но и ценник выше на 20%. Наконец, «Нахимов» – это бизнес-класс. Здесь только трёх- и четырёхкомнатные квартиры с панорамными видами, некоторые даже с большими террасами, а также закрытый двор и паркинг с доступом на лифте.
Позже остальных (летом 2018-го) намывом занялась «Группа ЛСР». Планы обширные: к 2030 году на 34 гектарах в рамках ЖК «Морская набережная» предстоит возвести дома почти на 10 000 квартир, а также паркинги на 5000 с лишним машин, парки и даже собственную набережную (как и велит название ЖК). Пока начато строительство всего пары корпусов. Ценник начинается со 100 000 руб. за «квадрат». Однако из этого проекта недавно был выделен самостоятельный – ЖК «Морская набережная.SeaVeiw». Это бизнес-класс со стоимостью метра от 140 000.
Всего, по данным маркетплейса недвижимости «М2Маркет», сегодня на намые продаётся 1100 квартир (около 70 000 кв.м). За три квартала 2019-го здесь было зарегистрировано примерно 1500 ДДУ – это около 60% от показателя всего Васильевского острова и 3% от всех зарегистрированных договоров в Петербурге. Средний бюджет покупки – 7 млн руб., размер лота – 62 кв.м.
Строить и строить
Социальную инфраструктуру в своих проектах планируют строить все работающие на намыве девелоперы, кроме Glorax Development. «Группа ЛСР» намерена возвести четыре детсада и три школы, «Лидер Групп» – два детсада и школу в «Гавани капитанов», про объекты Seven Suns мы упомянули выше. И ещё один садик на 165 мест на Морской набережной строит Смольный, его должны открыть в будущем сентябре.
Кроме того, Seven Suns Development уже завершила рядом со своим жилым комплексом торговый комплекс площадью 6200 кв.м и выставила его на продажу за 800 млн руб.
В состав арендаторов могут войти фитнес-центр, продуктовый супермаркет, магазины товаров повседневного спроса, бытовой техники и пр. Помимо этого ГК Renaissance через пару лет рассчитывает приступить к строительству торгово-развлекательного центра площадью 60 000–80 000 кв.м, а сеть «О’Кей» анонсировала возведение гипермаркета.
Наконец, нельзя забывать и о пока несуществующей северной оконечности намыва – рядом с Морским пассажирским портом. Порядка 200 га ещё предстоит достать с морского дна. Правда, в какие сроки это произойдёт, пока непонятно. Компания «Терра Нова» (девелопер намыва) за долги перешла под контроль Сбербанка. Кредитор выставил на продажу активы компании, включая право освоения территории.
Активом интересовались такие гиганты рынка недвижимости, как «ПИК», «Эталон» и ФСК, но торги пока отложены.
Ещё в конце 60-х годов прошлого века последней магистралью на западной оконечности Васильевского острова была Наличная улица. За ней начинались длинные камышовые заросли с множеством несанкционированных свалок. Намывать территорию стали в начале 1970-х. Так появились улица Кораблестроителей, Морская набережная, Новосмоленская набережная с домами «на курьих ножках» и гостиница «Прибалтийская».
Работы остановились в начале 1980-х и возобновились только в 2006 году, когда был одобрен проект «Морской фасад» на 477 га – с новым морским портом и жильём. В марте «Группа ЛСР» отчиталась о подготовке под застройку очередных 86 га.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
«К плюсам этой локации, безусловно, можно отнести близость ЗСД и, соответственно, быстрый выезд к ключевым точкам города; большой выбор квартир с отличными видовыми характеристиками; разнообразие планировок у большинства застройщиков.
Но есть и довольно жирные минусы. Главный из них – почти полное отсутствие какой-либо инфраструктуры. Её возводят с нуля, с отставанием от темпов жилищного строительства. Нет метро в пешей доступности, и в обозримой перспективе хотя бы 10 лет строительство подземки не планируется. Да и то же соседство с ЗСД неоднозначное: трасса довольно шумная.»