Я антикризисный управляющий
Основатель компании Freedom Team молодой предприниматель Дмитрий Тимуршин ведет два десятка разных проектов в сфере коммерческой недвижимости. Он не любит говорить о себе, не любит камер и социальных сетей, но согласился рассказать «НП» о своем бизнесе.
Тимуршин Дмитрий
Freedom Team
Основатель компании Freedom Team молодой предприниматель Дмитрий Тимуршин ведет два десятка разных проектов в сфере коммерческой недвижимости. Он не любит говорить о себе, не любит камер и социальных сетей, но согласился рассказать «НП» о своем бизнесе.
– Когда и с чего вы начинали?
– Начинал со школы, лет в 15, были разные проекты. Можно сказать, что я антикризисный управляющий в сфере дизайна, швейного производства, общепита. К 2006-му уже были свое производство и линия одежды, сегодня — около 20 проектов в разных сферах.
– Расскажите о них.
– Сначала у меня была «швейка» со своей линией одежды, потом начали шить с другими дизайнерами. Затем сделали Freedom market — самый большой в Петербурге фестиваль локальных марок и проектов. Он прошел с успехом, первое мероприятие посетили более 10 000 человек. После этого начал открывать небольшие магазины российских дизайнеров Freedom Store в арт-пространствах «Пассажа» и лофт-проекта «Этажи».
Отработав технологию (а работать с российскими дизайнерами непросто), мы доросли до магазинов в торговых комплексах. Взяли места в самых дорогих ТК Петербурга, где самая большая проходимость, и невзирая на высокие цены они показывают хорошие продажи. Основная точка работает в «Галерее», а в декабре открылся магазин в «Стокманне». Был еще третий — в «Меге», но я закрыл его.
– Почему?
– Для меня «Мега» интересна как федеральная сеть, а не как отдельный ТК. Но у столичного руководства поменялась политика, и мне не дают достаточной скидки для открытия магазинов в других регионах. Хотя в питерский комплекс мы, возможно, вернемся.
– Вы работаете только с известными дизайнерами?
– Нет, с интересными. Мы постоянно ищем новых, тех, кто не участвовал в показах. Сейчас появилась сильная волна молодых дизайнеров, которая еще не открыта для покупателя. И для рынка их продукция весьма привлекательна.
– А где все это шьется?
– В разных местах. Здесь, у нас, некоторые заказывают на больших фабриках. У нас около 200 дизайнеров, и у каждого — своя история.
– Какой ассортимент в магазине и примерные цены?
– Мы шьем женскую, мужскую, спортивную и унисекс одежду, всего 15 000–20 000 позиций. Ценовая категория — средняя, это примерно в полтора раза дороже продукции масс-маркет, таких как Zara или H&M, например. И в этом сегменте мы можем конкурировать за счет небольших тиражей и эксклюзивности, к тому же дизайнеры в основном ориентируются на свою субкультуру, в которой хорошо разбираются. За счет всего этого максимально удовлетворяются запросы клиентов, чего не может дать масс-маркет.
– Кем вы выступаете в этом проекте?
– Ритейлором. Я еще нужен ТК, которые не умеют пока работать с этой нишей, как и дизайнеры. Вроде подушки безопасности и проводника, который объединяет всех дизайнеров, «причесывает», приводит в порядок и ставит в торговые комплексы.
– Какие помещения вы арендовали под магазины? На какой срок?
– В «Галерее» у меня полноценный универмаг площадью около 500 кв.м, в «Стокманне» — магазин в формате Freedom Store concept (120 кв.м). Кстати, здесь же будем открывать еще одну кофейню Welcome coffee.
Контракт заключен на год, в ТК ставка привязана к валюте, поэтому длинные договоры рискованны. Нам дают скидки, так как мы являемся своеобразной «изюминкой». Но даже со скидками аренда неподъемна для российских дизайнеров, и мы сильно рискуем.
– Какой оборот магазина в «Галерее»?
– Не могу говорить, подписал договор о неразглашении. Оборот приближается к стандартным для ритейла показателям, которые позволяют вставать в «Галерее» и «Стокманне».
– Идея создания федеральной сети еще актуальна? Будете ли расширять присутствие в Петербурге?
– Да, скорее всего, в этом году откроемся в Москве, затем — в городах-миллионниках. В регионах наряду с запуском магазинов будем организовывать фестивали, привлекать местных дизайнеров, там много еще не открытых талантов. Мы их обязательно привезем в Питер и Москву.
Хотелось бы дополнить и петербургские магазины. Российские дизайнеры — большой сегмент, с разной субкультурой и разными направлениями. Может, сделаю более специализированные магазины, например мужской одежды, и необязательно в центре.
Другой наш проект — фестиваль инноваций Geek Picnic. Он проходит два дня на открытом воздухе. Прошлым летом на Елагином острове мы организовали самое большое в этой сфере мероприятие, которое посетили порядка 26 000 человек. Очередь стояла чуть ли не от метро «Крестовский остров», и это при среднем чеке 1000 рублей.
На фестиваль приезжают известные ученые со всего мира, читают лекции. Здесь представляют инновационные технологии, которые можно посмотреть и даже поуправлять некоторыми. Например, огромная металлическая рука робота, которая в точности повторяет движения вашей руки. Вы можете спокойно поднять автомобиль, если надо — сжать его и выбросить; можете поучаствовать в тесла-шоу, когда в человека бьет настоящая молния, или усилием мысли управлять вертолетом. Это те инновации, которые будут внедряться в будущем.
Отдельный акцент сделан на кибернезацию — разработки для тех, кто лишен тех или иных конечностей. Например, человек без рук может сыграть на барабане или на гитаре. Была интересная лекция, как на 3D-принтере можно распечатать протез руки за $1000, в то время как в специализированных магазинах такой протез стоит около $70 000.
Понятно, что вариант будет более упрощенный, но с похожими функциями. Поэтому у Geek Picnic есть еще и социальная функция. Кстати, на таком принтере можно напечатать скрипку, на которой можно играть, или аквариум с рыбками-роботами, которые ведут себя, как настоящие.
– Как часто проходят такие «пикники»?
– Раз в год в Петербурге и Москве. Правда, в столице фестиваль организует другая фирма. Сначала этим занималась группа энтузиастов из Питера, и это было, скорее, тусовочное мероприятие для айтишников. Потом оно неожиданно собрало много народу в Новой Голландии и в итоге вылилось в большой фестиваль. Мне понравилась идея, но я увидел и какие-то недоработки, поэтому решил взяться с командой и довести проект до определенного уровня, увеличив объем экспозиций и число посетителей. Прошедшим летом мы провели Geek Picnic в первый раз.
– Где берете инновационную технику?
– Ищем по всему миру, берем в аренду и привозим сюда. Фестиваль интересен тем, что он международный, для многих важно в одном месте за два дня увидеть большое количество новинок.
– Выгодно проводить эти «пикники»?
– Там есть небольшая доходность, хотя бизнес рискованный: доставка и аренда новинок обходятся очень дорого, к тому же фестиваль проходит под открытым небом, а от дождя у нас никто не застрахован.
– Сколько площадей вы занимаете в «Пассаже»? Под какие проекты?
– Сейчас более 1000 кв.м на первом и третьем этажах правого крыла, хотим занять еще и второй (еще 1000 кв.м). Это наш офис и основная площадка развития бизнеса, и нам не хватает площадей. Сейчас тут проходит около 20 мероприятий в месяц. Здесь мы собираемся, а также собираем близких нам по духу людей, отрабатываем наши стартапы. Здесь же можно поработать в коворкинге или начать свой бизнес. На днях запускаем курсы по обучению основам бизнеса.
– Платные?
– Да. Но в любом нашем проекте мы выделяем около 10% бесплатных мест для тех, кто по объективным причинам не может платить. Хотя я не верю, что невозможно найти деньги. Если человек не готов вкладывать в себя или в свой бизнес, значит, ему это не нужно.
Мы абсолютно открыты для всех, если к нам приходят интересные люди с креативными идеями, я их сразу беру и под них делаю новый проект. Например, к нам пришла Настя Латова. Поговорив с ней, я сказал: «Давай открывать кафе». Через две недели запустили первую кофейню Welcome coffee, еще через две недели — вторую. У нас свой финансовый отдел, юристы и служба PR, поэтому все вопросы решаем оперативно.
У нас в «Пассаже» быстрый Интернет, везде Wi-Fi, удобно организовывать онлайн-трансляции, хорошее оборудование для проведения различных мероприятий (проекторы, свето-звуковые системы и пр.), плюс — хорошая площадка. Есть специализированный коворкинг, где созданы все условия для работы дизайнеров одежды: промышленные швейные машинки, большие раскроечные столы, естественный свет в помещении, отдельный шоу-рум — примерочная, где мастер может встречаться с клиентом. Условия участия в этом проекте весьма льготные — от 8000 рублей в месяц, и у дизайнера получается свое ателье на Невском проспекте.
Есть коворкинг-зона с отдельными переговорными — от 6000 рублей в месяц. Имеются также комнаты для резидентов, которых мы выбираем на конкурсной основе. Это сильные стартапы, например, у нас сидят ребята из Силиконовой долины, которые занимаются онлайн-разработками.
– Что им там не живется?
– Здесь интереснее оптимизация и сильные программисты. У них тут представительство со своими специалистами. Россия — привлекательный рынок.
– Как рынок сбыта, возможно, но они же разработчики?
– Разработчики могут нанимать хороших программистов из местных, это дешевле. Таким образом они уменьшают себестоимость продукции и изучают местный рынок.
– Какие еще проекты работают в «Пассаже»?
– Кофейня Welcome coffee, чайный бар, буфет, студия печати PrintLab, мастерские, коворкинги и офисные помещения, выставочная галерея, лекторий и пр.
На днях открываем Welcome coffee в «Стокманне», где мы арендовали 60 кв.м. Этот проект оказался интересным и востребованным. Всем нравится наш кофе, он адекватен по цене и заметно вкуснее, чем в других заведениях. Основное отличие в том, что он не горчит, не хочется добавлять сахар. В большинстве заведений варят некачественный кофе.
Причина в том, что владельцы общепита, как правило, не покупают, а берут как бы в пользование дешевую кофе-машину. Из-за этого они попадают в кабалу к поставщикам, которые обязывают их втридорога приобретать пережаренный кофе, отчего напиток получается горьким, а он не должен горчить.
Эту сложившуюся конъюнктуру надо переломить. Мы закупаем зеленое (фермерское) зерно, выращенное в Эфиопии на определенной высоте, и сами обжариваем его. У нас стоит профессиональное итальянское оборудование, а за стойкой — идейные баристы, которые, кстати, в 2015-м завоевали первые три места на профессиональном конкурсе в Петербурге.
– Сколько стоит нормальная кофе-машина и почему ее не покупают?
– Порядка 10 000 евро. У нас в «Пассаже», например, стоит агрегат за 14 000 евро. Проблема в том, что многие шеф-повара еще не разбираются в кофе-машинах, а поставщики привозят к нам то, что чаще покупают, — оборудование за 5000–7000 евро. Хотя за эти деньги тоже можно подобрать что-нибудь более подходящее.
– Что собираетесь делать в помещениях второго этажа «Пассажа»?
– Пока не афишируем. Сейчас делаем основной упор на образовательные программы, так как многим не хватает практических знаний в сфере открытия нового бизнеса. Люди хотят не только зарабатывать деньги, но и как-то реализовать себя. Это нужно еще и бизнесу. Молодые стартапы мотивируют крупный бизнес, становятся его «изюминкой», конкурентным преимуществом. А мы учим взаимодействию.
– На какой срок заключен договор аренды с владельцем «Пассажа»?
– На год с пролонгацией.
– Будете открывать новые кофейни в Петербурге, выходить на федеральный уровень?
– Да, в феврале собираемся запустить заведение на тысячу метров в Москве, затем еще одно в центре Петербурга. Кстати, горнолыжный курорт «Охта Парк» приобрел у нас первую франшизу кофейни Welcome coffee.
– Вы собирались запустить новый проект Market Place на Невском проспекте в здании площадью 3000 кв.м. Можете рассказать подробнее?
– Мы выступаем как управляющая компания с долевым участием. В рамках этого проекта планируется еще одна точка Welcome coffee. Других деталей разглашать не могу, так как договор в стадии подписания.
– Проект InterLOFT — это интерьерный салон?
– Сегодня это, скорее, многофункциональный комплекс. Здесь представлены мебель в стиле лофт, предметы интерьера, отделочные материалы, сантехника, антиквариат, а также работают офисы, шоу-румы, мастерские, коворкинги, библиотека для дизайнеров мебели, склады, кофейня и пр. В 2015-м открыли студию «Мастерня» с Лизой Чернобай, которая делает в том числе и двигающиеся витрины. В небольшой производственной зоне стоит самый большой в России 3D-принтер, на котором мы печатаем подобные витрины. В отдельном трехэтажном здании площадью 1000 кв.м продается элитная португальская мебель.
В свое время мы взяли одну из самых дешевых производственных улиц города — Кожевенную линию на Васильевском острове и начинали там с мебельного аутлета в 700 «квадратов». Сейчас уже доросли до 3000 кв.м. Аутлет мы перевезли в другое место, так как хозяин захотел увеличить площади и привязать его к своему ТК. А InterLOFT почти целиком заполнен субарендаторами, причем ставка в два-три раза выше, чем на этой улице.
Рынок элитной классической мебели сильно изменился, и мы воспользовались этими переменами, предложив новую концепцию. А мебельщики — консерваторы, до них только сейчас доходит то, что у нас уже «выстрелило».
– Сколько у вас в штате сотрудников?
– В компании Freedom Team работает около 50 человек, плюс у каждого проекта есть куратор и какое-то количество штатных работников.
– Какие проекты приносят больше дохода, а какие — удовольствие?
– Все проекты работают в плюс, доходна деятельность компании в целом. Мне больше нравится «витринистика», к тому же она нужна бизнесу. Кофейни точно будут иметь успех, Freedom Store уже назрела как федеральная сеть.
– Почему вы себя называете антикризисным управляющим?
– Ко мне обращаются предприниматели, когда у них плохо идет бизнес. Я предлагаю альтернативные, более сложные схемы работы, и это «выстреливает». В качестве оплаты мне могут дать долю в проекте.
– Примеры можете привести?
– Для этого нужно получить согласие партнеров.