Участки нам нужны для старта реновации
Свободных пятен для жилищного строительства в Кировском районе практически не осталось. Его будущее целиком зависит от городской программы реновации застроенных территорий. Есть ли у района необходимые для реализации программы ресурсы, рассказывает генеральный директор «47 треста» Михаил Зарубин.
Свободных пятен для жилищного строительства в Кировском районе практически не осталось. Его будущее целиком зависит от городской программы реновации застроенных территорий. Есть ли у района необходимые для реализации программы ресурсы, рассказывает генеральный директор «47 треста» Михаил Зарубин.
– Михаил Константинович, вашей компании более 45 лет, однако жилищным строительством вы занимаетесь относительно недавно.
– В 1963 году был создан строительный трест №47 «Кировстрой». Тогда он занимался реконструкцией и сооружением корпусов Кировского завода, выполнял другие государственные заказы, в том числе и оборонных предприятий. Мы строили завод им. Жданова («Северная верфь»), мелькомбинат «Предпортовый», фабрики «Волна», «Динамо», завод «Слоистые пластики», Гидролизный завод и т.д. В начале 1990-х государственные заказы прекратились. Чтобы сохранить кадры и накопленные производственные мощности, в 1995 году мы целиком переориентировались на жилищное строительство.
– Соответствующий опыт был?
– Помимо предприятий нам пришлось построить Дом культуры, школу, общежития и жилые дома для работников предприятий. Поэтому опыт был. Да и специалисты были высококлассные, многие из них остались в компании. Например, Кировский завод реконструировали, не останавливая предприятие.
Если конвейер вставал на сутки, это было ЧП, до уголовных дел доходило. Кадровый потенциал позволил взять на себя сразу функции и застройщика-заказчика, и генподрядчика. Это, конечно, нам сильно помогло. Хотя поначалу было очень необычно: объем наших заказов всегда превосходил наши возможности, а теперь работу приходилось искать.
– Как подбирали участки для застройки?
– Мы много строили в Кировском районе, хорошо его знаем. Здесь же и подыскивали пятна для жилых домов. Тогда получить надел под за-стройку было гораздо проще. Первые объекты возводили на свободных территориях, оставшихся с советских времен. Например, когда возводился квартал, участки, неудобные для подъезда или организации площадки, оставляли незастроенным. Были и стройки на месте аварийных или разобранных домов. Затем занялись реконструкцией. Первый дом построили на проспекте Стачек, 212.
– Большинство объектов вы и сейчас возводите в Кировском районе. Почему?
– Зачем искать где-то еще, если у нас здесь производственная база? Мы участвовали в проектах в Приморском и других районах. Однако собственные объекты закладывали на Юго-Западе. И сейчас работаем в Кировском, Красносельском и Петродворцовом районах. Кроме того, мы не гнались за ростом объемов строительства. В том числе и потому, что не увеличивали численный состав компании. Расширить его за счет петербуржцев нельзя, а за счет гастарбайтеров не было желания. Ставили задачу обеспечить работой и зарплатой сложившийся коллектив. Как вводили по 30000 - 50000 кв.м в год, так и вводим.
– Какое жилье стоит возводить в Кировском районе?
– В основном мы строили и строим дома эконом-класса. Хотя каждый год закладываем кирпичный дом более высокого уровня — «для души». Жилье в районе востребовано, и с продажами никогда проблем не было.
– Как обстоят дела с инженерным обеспечением района?
– С этой стороны он довольно благополучен. Есть сложности с теплоснабжением проспекта Народного Ополчения, но они решаются прокладкой еще одной нитки трубопровода. Остальная территория теплом обеспечена, поставлен новый корпус ТЭЦ-14. Так что потенциал по водоснабжению, теплу, канализации есть.
Существуют проблемы с электричеством, как и во всем городе. Но при этом не задействован потенциал заводов. На мой взгляд, у Кировского, Аккумуляторного заводов и других предприятий есть свободные мощности, которые никак не учитываются. Конечно, вопрос о том, как применить их в новом строительстве, надо обсуждать с предприятиями, но чиновники этого не делают.
– Есть ли в районе участки, занятые неработающими предприятиями, которые можно было бы использовать для жилищного и коммерческого строительства?
– Это промышленный район, но я не вижу таких предприятий, на месте которых можно было бы построить жилье или коммерческие объекты, во всяком случае сейчас. Хотя часть неиспользуемых корпусов и участков уже занята новыми объектами. Например, вдоль проспекта Маршала Говорова появились АЗС, торговый комплекс «Желтый угол» и магазин «К-Раута».
Даже если вывести предприятие, на его месте все равно нельзя строить жилье: участок накрывают санитарные зоны соседних производств. Говорить, что многие предприятия закрылись, нельзя. Сократили производство — это да.
– Как будет развиваться жилищное строительство в районе?
– Свободных территорий под застройку здесь нет. Зато много кварталов, занятых «хрущевками», и это основной резерв. Однако для начала старта реновации нужно активное участие города, который сегодня берет на себя только социальные объекты и расселение государственных квартир. Основная же проблема — это переселение собственников.
Конечно, граждане возмущаются и отказываются переезжать, когда не знают куда. Сначала нужно построить дом и уже в нем предлагать конкретные квартиры. Есть и более простой вариант: отдавать эти территории мелкими лотами. Первый конкурс на право реновации состоялся. Но в этом квартале только девять «хрущевок», а в соседнем, на который так и не нашлось претендентов, больше сорока.
Кроме того, я считаю, что в программу ошибочно включили огромную территорию в границах проспекта Стачек, улиц Трефолева, Баррикадной и Промышленной. Здесь стоят двух-трехэтажные дома, построенные сразу после войны. Там зеленые, уютные дворы. Да, перекрытия деревянные, но для таких зданий это не проблема, аварийных среди них немного. Есть дома, которые собственники уже привели в порядок. У меня бы рука не поднялась их снести. Это провинциальный уголок города, его охранять нужно.
Лучше заняться кварталами, расположенными здесь же и застроенными в 1931-1932 годах пятиэтажками. Мы реконструировали одно из таких зданий, однако это очень дорого, проще снести. Недалеко находится тубдиспансер, который явно стоит не на месте. Его бы перенести поближе к Кировской больнице, а на этом пятне возвести дом для жителей пятиэтажек. А сейчас есть проект реконструкции диспансера, которая стоит столько же, сколько строительство нового.
– Небольшие участки для отдельных домов в районе остались?
– Да, в рамках уплотнительной застройки. Но их крайне мало. Я считаю, что их можно использовать только для государственных нужд: для расселения аварийного или ветхого жилья, для начала программы реновации. Просто так отдавать оставшиеся участки инвесторам нельзя, если мы хотим когда-нибудь решить проблему «хрущевок».