НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

22 мая, 08:13
9 февраля 2015 в 05:40

Пора уже определяться и действовать

Рынок недвижимости сейчас переживает непростой период. Настроения его игроков сложно назвать позитивными. Даже крупнейшие компании объявили о замораживании проектов, сокращении персонала, оптимизации затрат. Что в трудные времена может предложить отрасли профессиональное объединение? Все ли в порядке в самой Гильдии и на что она сегодня ориентируется? Об этом рассуждает исполнительный директор РГУД Елена Бодрова.

Бодрова Елена Сергеевна
исполнительный директор
НП Российская гильдия управляющих и девелоперов (РГУД)

Рынок недвижимости сейчас переживает непростой период. Настроения его игроков сложно назвать позитивными. Даже крупнейшие компании объявили о замораживании проектов, сокращении персонала, оптимизации затрат. Что в трудные времена может предложить отрасли профессиональное объединение? Все ли в порядке в самой Гильдии и на что она сегодня ориентируется? Об этом рассуждает исполнительный директор РГУД Елена Бодрова.

– Вы вместе с большинством участников рынка взяли паузу или продолжаете работать?

– Нам не до пауз: только что прошли Рождественские саммиты, итоговые заседания комитетов, сейчас готовим годовой отчет, выстраиваем программу мероприятий. Работы очень много, причем никакой рутины.

Общественная деятельность наиболее востребована в сложные времена, мы сейчас видим повышенный интерес к нашим инициативам. Мы становимся центром сплочения, обмена идеями, поиска схем выживания, ведь любой кризис — это не только проблемы, но и новые возможности.

Наша задача — упростить знакомство компаний из разных городов России и обеспечить обмен знаниями внутри сообщества.

– Какие задачи первоочередные?

– Законодательные инициативы и стандартизация. В прошлом году РГУД реализовала проект «Экопарк», суть которого в гармонизации отечественных СНиПов с еврокодами. Эту тему сейчас обсуждают федеральные власти, в январе ее заявил Минстрой. Мы намерены представить министерству наши достижения и наработки.

В рамках второго направления началась дискуссия вокруг классификации апартаментов, представленной в конце года Екатеринбургским представительством РГУД, идет адаптация обновленной классификации офисной недвижимости. Мы создали возможность автоматической классификации бизнес-центров — очень удобно, быстро и востребовано в регионах. Планируем распространить этот формат на всю Россию.

– Публичная деятельность продолжается? Мероприятия, поездки и т. п.?

– Конечно, сейчас всем это особенно интересно. Люди готовы слушать и рассказывать. Наша задача — сделать дискуссии актуальными. Например, одна из важнейших тем для девелоперов, работающих в Москве, Петербурге и других городах с исторической средой, — вступивший в силу Закон об объектах культурного наследия (73‑ФЗ). Изменения существенные, но правоприменение до сих пор непонятно, фактически никто не знает, как работать с памятниками: депутаты готовили документ в отрыве от реалий рынка. Для обсуждения всех спорных аспектов мы организуем мероприятие, вероятно, в форме вебинара с участием московских и петербургских чиновников, которых свяжет телемост.

Актуальные вопросы для сектора коммерческой недвижимости — снижение затрат на управление объектами, удержание арендаторов, оптимизация работы с собственниками, тщательный просчет будущих проектов. В жилом секторе проблем не меньше: дорогие и менее доступные кредиты, скачкообразный и плохо прогнозируемый спрос, дополнительные обязательства, навязываемые властями, и пр.

В прошлом году для обсуждения этих и других тем мы запустили внутренний портал для членов партнерства — такой клуб по профессиональным интересам. Хотим, чтобы контактировали не только первые лица и ответственные за общественную деятельность сотрудники, но и рядовые специалисты из разных компаний и городов.

– В прошлом году Гильдия подняла тему строительства частных домов престарелых. Она не закрыта?

– Нет, сейчас мы прорабатываем возможности сотрудничества частных инвесторов с государством — по предоставлению земли, подключению к сетям, налоговым льготам, софинансированию в рамках системы ОМС. На весну запланирована поездка в Финляндию, чтобы увидеть, как выглядят их дома для престарелых, по какой схеме они работают, как устроено законодательство… Планируем пригласить в бизнес-тур региональных чиновников, чтобы наглядно показать им возможности этого направления и как-то вдохновить. Это социально-коммерческие проекты, новый для нашего рынка формат, но широко известный за границей. Возможно, это как раз одна из идей, которая сработает в кризис.

– PROEstate в этом году состоится?

– Конечно, при поддержке Минстроя. Пройдут и другие традиционные конференции: «Девелопмент в Ленинградской области», Строительная неделя Московской области и пр. Понятно, что формат мероприятий скорректируется — будем обсуждать тренды, актуальные для кризисного рынка. Планируем также участвовать в Тюменском инвестиционном форуме, Байкальском, Иннопроме в Екатеринбурге, Юридическом форуме в Петербурге и пр.

– Что, на ваш взгляд, происходит в регионах?

– В Москве всегда была высокая деловая активность, это один из крупнейших мировых рынков, поэтому столица сильнее других почувствовала спад. В Петербурге свойственный столичному рынку бурный рост в последние годы замедлился. Но в ситуации кризиса это скорее положительный фактор, здесь сегодня объективно спокойнее, чем в столице. В регионах все относительно неплохо, во всяком случае, не так критично, как могло бы показаться: Тюмень держится на сырьевом рынке, Нижний Новгород и Екатеринбург, как и другие города ЧМ‑2018, имеют господдержку и даже некоторые возможности для роста, Казань — сильный промышленный и IT-центр, Омск планирует реконструкцию центральных улиц и пр. На самом деле там, где есть реальное производство, ситуация не критическая.

– Как оцениваете региональную сеть Гильдии и как планируете расширять географию?

– Все площадки работают вполне эффективно. Происходят мероприятия, нарабатываются контакты с властью и бизнес-сообществом. Около года назад мы поставили цель увеличить число региональных представительств и активнее привлекать в Гильдию местные компании. Очень бы хотелось развиваться на Дальнем Востоке, по-прежнему у нас не охвачен Юг, сейчас мы ищем возможности выйти в эти регионы и заявить там о себе. В прошлом году удалось открыть два представительства — в Красноярске и Иркутске, сейчас работаем над их усилением. Кстати, в 2014‑м в Гильдию вступили 70 компаний, это рекордный показатель.

– С чем связываете рост популярности?

– Нескромно предположу, что дело в нашей хорошей работе: компаниям понятна структура организации, ее возможности. Люди увидели реальные результаты, поучаствовали в поездках и мероприятиях, пообщались. Дирекция довольно быстро и качественно реагирует на актуальные проблемы рынка, предоставляя всем заинтересованным свои ресурсы. Это удобный формат для бизнеса, который ценит гибкость и открытость. Мы не останавливаемся в развитии и ищем новые формы взаимодействия, удобные и интересные для наших коллег.

– Запланированы ли структурные изменения в РГУД?

– Ничего глобального. Сейчас идет ревизия комитетов, президиум поставил задачу ликвидировать «мертвые души» и перезапустить замершие проекты. Многие комитеты работали формально, а теперь в связи с разрастанием Гильдии у нас очередь из желающих в них работать. Нужно этим пользоваться. Активизировалось инженерное направление: в составе РГУД очень много компаний, занимающихся проектированием, инженерией, стройматериалами и пр. В том числе благодаря им удалось реализовать «Экопарк», заявить экостандарт GREEN ZOOM и пр. Сейчас мы разрабатываем курс лекций по строительным технологиям, который повезем в регионы. В них будут участвовать как теоретики, так и практики, в том числе и международные. Кстати, параллельно готовим программу мероприятий по приватизации, тоже для регионов.

– На MIPIM в этом году едете?

– Едем и всех призываем ехать. На рынке и правда спад, все находятся в состоянии шока, как раз к весне, надеемся, появится оживление — среди компаний, банков, в госструктурах. MIPIM — это возможность лично оценить настроения и подзарядиться энергией. Тем, кто не собирается сворачивать бизнес, пора уже определяться и выходить на работу.