НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 14:30

Почему я сменил жильё на апартаменты?

18 ноября 2019 в 07:10

Рынок апартаментов развивается бурно: за три года предложение юнитов в апартамент-комплексах выросло почти в четыре раза, с 3000 до 11 700 номеров. Спрос тоже растёт, хотя и не такими темпами. И это настораживает.

«Если вам кажется, что всё идёт хорошо, значит, вы чего-то не учли», гласит один из законов Мёрфи. О том, как выглядит типичный покупатель апартов и какие риски несёт в себе обострение конкуренции, рассуждает заместитель генерального директора компании «Пулково Скай» Владимир Фёдоров.

Федоров Владимир
директор по продажам
Richness Realty Investment Group

- Чем отличаются клиенты, приобретающие апартаменты, от тех, кто покупает жильё?

- У таких покупателей — более чёткое целеполагание. И более жёсткие условия покупки. Они лучше знают, что именно им нужно.

Клиент, который приобретает апартаменты, делает это осознанно или вынужденно. Осознанно — ориентируясь на программы доходности. Вынужденно — потому что, например, не строят «классическое» жильё на берегу залива или на Каменном острове, только апарты. Или: не строят жильё на Парнасе по 65 000 рублей за «квадрат».

Если сравнивать квартиры и апартаменты как способ решения жилищного вопроса, то апартаменты (в классах «эконом» и «комфорт») примерно на 15% дешевле. 

То есть в любом случае покупатель ищет выгоду. Или больше заработать, или меньше потратить.
Проблема в том, что те, у кого есть деньги, — свой жилищный вопрос уже решили. 
Им интересно вкладываться. А вариантов для инвестирования немного.

- Продавцы жилья любят рассказывать про спекулятивный доход — разницу в стоимости покупки на старте проекта и на финише…

- Этим могут похвастать и апартаменты. Например, в ЖК «Москва» от Setl Group в одной парадной — апарты, в остальных — квартиры. Цена на апарты изначально была ниже примерно на 15-20%. И эта разница сохраняется и сейчас, на финише то есть удорожание ровно в той же динамике. 

Неплохой ценовой прирост показывают юниты в комплексе VALO (RBI,  Московский проспект). А вот там, где продают помещения не для сдачи, а в основном для собственного проживания, цена в процессе строительства меняется менее заметно. 

Если мы сравниваем квартиры и апартаменты как объекты инвестиций, то у квартир преобладает инвестиционная доходность: вложился на этапе котлована, продал через пять лет, заработал. У апартаментов есть и инвестиционная доходность (объект дорожает), и операционная (от аренды). Операционная доходность жилья существенно ниже — 4-6% годовых. В апартаментах — 8-12%.

- Аналитики отмечают, что цены на жильё растут быстрее арендных ставок. Значит, вложения в жилую недвижимость становятся менее выгодными?

- Это действительно так. В больших кварталах комплексной застройки стоимость аренды даже падает. 

- Но одновременно происходит и снижение ипотечных ставок. И частный инвестор рассчитывает: вот куплю в ипотеку, буду сдавать, отобью ежемесячные платежи.

- Да, это красивая история. Некоторые девелоперы и в апарт-сегменте её используют в работе с клиентами:  вот ваши платежи по ипотеке, вот — гарантированная доходность. Получается выгодно. Примерно такие же аргументы выдвигают продавцы, убеждая людей, что покупать в кредит выгоднее, чем арендовать: вы тратите 20 000 рублей на аренду — так пусть лучше это будет взнос по ипотеке.
Надо учитывать, что существенная разница в стоимости жилья на старте и на финише была ощутима в традиционной «долёвке». 

Переход на эскроу этот разрыв сглаживает. Дельта в 10-15% всё равно останется — но не 40-50%, как было раньше. Инвестиционный доход от покупки на котловане уменьшается, это нисходящий тренд.

- Вам встречались люди, которые выбирали между этими двумя сегментами?

- Практически нет. Главный аргумент при покупке апартаментов — экономический, цена. У нас практически отсутствует средний класс, не сформирован спрос на сервисы. Обратите внимание: девелоперы в основном говорят про доходные апартаменты. Я предпочёл бы термин «сервисные»: их выбирают потому, что в них классно жить. Примерно эту тему хочет развивать «Бекар» ( We&I, Сампсониевский проспект). В Москве в некоторых комплексах такая идея уже реализуется — там есть экспаты, которые готовы платить за сервис. Например, Fairmont Vesper Residences на Тверской… Хороший кейс — «дом-книжка» на Новом Арбате, бывшее здание СЭВ, его превратили в отель The Book: высокие ставки, 100-процентная заполняемость. У нас, к сожалению, этот формат не развит. Ещё раз подчеркну: в Петербурге покупатель выбирает такую недвижимость не из-за сервиса, а потому что дешевле.

Выбор между квартирой-студией и апартаментом есть в очень узком сегменте. Условный портрет: это молодой человек, без проблем со здоровьем и с устойчивой психикой, готовый к элементам «общажной» жизни. И ему не нужна «социалка» — он пока не планирует детей.

Людей, которые изначально покупали бы ради сервиса, я у нас пока не вижу. Причём в перспективе хороший проект апартамент-комплекса должен быть «упакован» не только коммерческими сервисами (клининг, доставка, служба консьержей, коллаборация с каршерингами), но и социальными. Детские садики, бытовые комплексы, медицинские центры… 

Такой спрос — в перспективе — может предъявить молодёжь. Те самые миллениалы, на которых все охотятся.

- Причём молодёжь не бедная…

- Да. Если комплекс рассчитан на арендаторов с достатком, возникает вопрос: почему они арендуют, а не покупают? Девелоперу нужна сильная позиция: вот такой привлекательный объект нельзя купить, можно только арендовать. Полагаю, Becar в проектах Ramada на ул. Орджоникидзе, 44 и в We&I на Сампсониевском именно эту тему и будет развивать, привлекая миллениалов: «Живём, работаем, отдыхаем — три в одном». С сокращением личного пространства и ростом общественного. Такие передовые клубные истории можно делать для айтишников. (Клубные — не потому что мало, а просто есть общие темы в работе и досуге.)

Рынок будет расходиться, притягиваясь к полюсам. Крупные проекты, вроде того что делает ПСК в комплексе START, станут похожи на обновлённую версию общежития. 
И будут конкурировать не с гостиницами, а, например, с межвузовским студгородком. 
Студентам может быть интереснее снимать на троих квартиру у бабушки за 20 000 рублей, нежели арендовать помещения в декларируемых коливингах с коворкингами.

Чтобы обеспечивать заполняемость, коливинги должны предъявлять реальные преимущества. 
Общественная зона на 9000 кв.м от лондонских дизайнеров, как это презентует Becar, — действительно крутая история. Но остаются вопросы. В Ramada аренда юнита запланирована от 35 000 рублей в месяц. Для обоснования такой цены нужно предъявить очень серьёзные аргументы. Общественная зона может стать таким аргументом — если решить вопросы её наполнения, содержания, управления. 

Не будем забывать: коливинги во всём мире возникли из-за желания сэкономить на коммунальных платежах. Сузить личное пространство и сэкономить на общественном, поделенном на множество пользователей.

- Те тренды, о которых вы говорите, рассчитаны на растущий и богатеющий средний класс. 

- Да. А у нас пока всё происходит наоборот: средний класс скукоживается и беднеет. 

- Получается, что застройщики идут против тренда? Или это проявление врождённого оптимизма?

- Это вынужденный оптимизм. Потому что пессимизм не продаётся. Ну где мы возьмём столько миллениалов? За ограниченную аудиторию в границах не слишком просторной локации в Московском районе будут конкурировать сразу несколько девелоперов. 

Девелопмент в сегменте апартаментов устроен сложнее, чем продажи жилья. Продажа должна основываться не только на по приемлемой цене, но и высокой доходности девелопера в прошлом и, например, в первых очередях. Иначе вторую-третью не реализовать. 

Безусловно, важно наличие реального, а не декларируемого опыта управления апарт-отелем в гостиничном формате. Becar может приводить в качестве аргумента Vertical 3 «звезды» на Московском, 73 — отель с подтверждённой доходностью: около 13%. Docklands реализует вторую очередь на набережной Макарова, 60 в условиях высоких показателей  Docklands 4 «звезды». 

- И что будет, если доходность начнёт снижаться — что вполне вероятно? В том числе и за счёт конкуренции…

-Думаю, в глубине души каждый девелопер имеет план Б. И план В. В русском алфавите 33 буквы, этого достаточно.

Сейчас вокруг апартаментов возник хайп. Идёт конкуренция обещаний — до 17%. Не всегда добросовестная. 

Но человек, который приходит в офис продаж с миллионом рублей и более, этот миллион как-то заработал. Мозги у него точно есть. А вот приглашать войти в инвестиционный портфель за 70 000 рублей — купите у нас один метр, купите пять метров… Войти-то в проект можно, а вот как он будет выходить из инвестиций? Для меня эта тема неприемлема. Такой  вариант «Форекса».

Я думаю, в дальнейшем, в ходе развития формата, ситуация сложится так, что люди согласятся и на доходность 4-6%, которая реально будет, в любом случае. С учётом изменения цены — даже ещё и выше.

- Как можно снизить риски регулирования — требования к классификации, недавняя ситуация с блокированием продаж Росреестром? 

- Ситуация с блокированием продаж нашего объекта не коснулась. Тем не менее очевидно, что когда у государства возникают проблемы с деньгами, оно способно поступать жёстко. Например, как в случае с НДС, увеличенным на 2%, пока граждане активно обсуждали повышение пенсионного возраста.

Россия — страна возможностей. Но где возможности, там и риски. Мы клиентов об этом предупреждаем. Да, апарты дешевле квартир, и они приносят доход. Но есть и другая сторона: налоги, отсутствие постоянной регистрации, коммунальные платежи выше. Например, налоги — это часть договора, обязанность собственника.
Это риск. 

Других рисков не вижу. Потому что инвестиции в такую недвижимость, кроме того, что частично замещают пенсии, играют и социальную роль. Помогают решить жилищную проблему граждан. И я не думаю, что государство будет предпринимать какие-то резкие действия.  Скорее наоборот: апарты постараются придвинуть к жилью. Разрешить постоянную регистрацию, заставить девелоперов вкладываться в «социалку». Это тоже возможный вариант.

Пока ситуация на рынке позволяет и жильё, и апарты продавать в привычной парадигме. Как только жизнь заставит — застройщики начнут искать варианты.

Я уверен, что следующий шаг со стороны девелоперов жилых комплексов — борьба за клиентов, ориентированных на аренду. 

В жилом доме появится отдельный блок под сдачу, это просто вопрос времени.

- Если в апартаментах столько проблем — почему вы идёте на риск, выводя на рынок свой комбинированный проект?

- Мы уверены, что как раз сочетание форматов при наличии развитых, сбалансированных сервисов отвечает интересам и инвесторов, и туристов, и людей, ориентированных на среднесрочную аренду. Плюс имидж и компетенции сильного международного оператора. Эта ниша в Петербурге ещё не занята, мы будем первыми.

Доходная комбинация

Комплекс Status by Salut! — первый комбо-отель в Петербурге. В здании на Пулковском шоссе будут сочетаться классическая четырёхзвёздная гостиница и апарт-отель класса «три звезды». Общая площадь разновысотного (8–17–22 этажа) корпуса — 44 000 кв.м. На нижних уровнях разместятся объекты инфраструктуры: спортклуб с бассейном, ресторан, конференц-залы, офисы, а также встроенный паркинг на 83 авто.

Средние этажи займёт «Novotel Санкт-Петербург Аэропорт» (входит в сеть AccorHotels) на 253 номера.  Выше — 305 номеров апарт-отеля, построенные, отделанные и оснащённые по критериям и спецификациям отельного оператора.

Застройщик  заключил соглашение с французским гостиничным оператором AccorHotels, который будет управлять комплексом.

Гости Status by Salut!  могут пользоваться всей инфраструктурой, единым лобби (1000 кв.м) и службой приёма и размещения.

В Status by Salut! юниты (от 23 до 53 кв.м) продаются блоками. Два этажа проданы, ещё три забронированы. Например, блок №1 на 13-м этаже — четыре номера общей площадью 108,25 кв.м. Стоимость блока — 26,453 млн рублей. Гарантированный ежегодный доход — 2,796 млн (10,57% годовых).

Общий объём инвестиций составит 3,5 млрд рублей. Комбо-отель откроется в 2021 году; сейчас там возводят четвёртый этаж.

Гибридный проект — завершающая часть гостинично-досугового кластера на Пулковском шоссе, который в 2012 году начала строить компания «Союз Инвест Девелопмент» Сергея Ногая и Владимира Селегеня.