Элита в упадке
В первом полугодии спрос на элитные квартиры и загородное жилье заметно снизился, подсчитали эксперты Knight Frank SPb.
В первом полугодии спрос на элитные квартиры и загородное жилье заметно снизился, подсчитали эксперты Knight Frank SPb.
В сегменте элитного жилья с января по июнь в продажу вышло только два новых проекта (в сумме – 108 квартир, 10 900 кв.м) – в районе Литейного проспекта и на Крестовском острове. Всего на петербургском рынке предлагают около 150 000 кв.м элитного жилья, и 75% этого предложения сконцентрированы на Крестовском и Петровском островах, а также в окрестностях Литейного проспекта. При этом около 70% оставшихся в продаже квартир расположены в уже сданных объектах или в домах, которые введут до конца года.
За шесть месяцев застройщики реализовали 20 000 кв.м элитного жилья – на 27% меньше, чем за такой же период 2016-го. При этом средняя сумма сделки увеличилась на 11%. Сейчас средняя цена элитного «квадрата» составляет 370 000 рублей. Подросли и площади приобретаемых квартир: в среднем – 132,5 кв.м.
На рынке дорогой загородной недвижимости Петербурга и Ленобласти тоже отмечено снижение спроса и предложения. За первое полугодие 2017-го ассортимент коттеджей класса А уменьшился на 6% (на рынок не выведено ни одного нового объекта), а коттеджей класса В – на 14%.
Более половины спроса приходится на несколько поселков с качественным предложением – в других сделки единичны или отсутствуют совсем. Зато цены стабильны и с конца 2016 года практически не изменились.
На фоне унылого застоя в «элитке» весьма ярко выглядит сегмент апартаментов. (Напрямую эти форматы сравнивать некорректно – значительная часть объектов такого типа относится к эконом-классу.)
Доля апартаментов на рынке жилья за полгода выросла вдвое: с 4 до 8%. За это время застройщики вывели в продажу семь новых апарт-отелей и еще одну очередь уже начатого проекта – всего 306 000 кв.м. Сейчас в листингах значатся свыше 4900 номеров в 31 комплексе.
За полгода продано 1023 апартамента, на 11% больше, чем за тот же период 2016-го. Почти половина спроса (46% сделок) пришлось на сервисные апартаменты, где управляющая компания оказывает ряд гостиничных услуг. Сейчас средняя цена такого товара – на 12% выше, чем в декабре 2016-го. В стадии проекта и замысла – еще примерно 2 млн кв.м, которые потенциально смогут стать апартаментами.