НАШ ЦИТАТНИК: «Доля затрат на обслуживание банковских кредитов в стоимости квадратного метра новостроек достигла почти 25%. Ни о какой рентабельности застройщиков выше 5–10% в городах с населением меньше 1 млн человек в таких условиях говорить не приходится...» Никита Стасишин

24 октября, 04:15

Удобная цифра

3 апреля 2017 в 11:30

МЭР и Росстат утверждают, что экономика вышла из кризиса. Эксперты ВЭБа говорят: продолжается спад, местами переходящий в обвал. Кому верить?

Заголовок в «Ведомостях»: «Росстат зафиксировал конец рецессии». Обратите внимание, как аккуратны коллеги: не «Экономика вышла из кризиса», а «Росстат зафиксировал…» Что, разумеется, не одно и то же.

А буквально накануне этого победного росстатовского отчета Минэкономразвития опубликовал проект приказа, согласно которому служба статистики переходит в прямое подчинение министерству. А еще ранее свежеиспеченный министр экономического развития (забавно звучит, правда?) Максим Орешкин говорил, что его не устраивают показатели спада и что статистики считают неправильно.

Успешность чиновника зависит от того, как чутко он понимает намеки и ловит сигналы. Не устраивает спад? Вот вам, пожалуйста, рост! Росстат изменил (усовершенствовал, разумеется) методику подсчетов и «обновил данные» за 2015 год и за 2016-й. Оказывается, и снижение было не таким уж серьезным, и рост начался уже в конце прошлого года.

А вот аналитики ВЭБа считают, что наша экономика, наоборот, падает третий год подряд. А в обрабатывающих отраслях «спад приобрел характер обвала».

У них разные цифры? Кому верить-то?

Тут, конечно, стоит вспомнить историю.

В одной из публикаций я выловил замечательную подробность. Советская тракторная промышленность начиналась, как известно, с американских «фордзонов». Был такой легкий колесный трактор (20 «лошадиных сил»), на Путиловском их клепали сотнями, потом тысячами. И выпуск тракторов по стране считали в «фордзонах». Ну так сложилось. В одном 300-сильном «Кировце» помещалось 15 «фордзонов». А отчетность – в штуках…

При Сталине данные переписи населения были засекречены. Но, надо полагать, реальной картиной «отец народов» все-таки располагал. Или нет?

Кстати, идея переподчинить статистику министерству в первый раз овладела чиновными массами как раз после предыдущего кризиса. В 2009 году ушел предыдущий глава Росстата Владимир Соколин, напрочь раскритиковав чиновников и объяснив, что в правительстве грамотных экономистов нет.

В 2012 году со словами: «Надоело врать!» – хлопнул дверью директор НИИ статистики, профессор Василий Симчера. На прощание он составил наглядную табличку: что в отчетах и что на самом деле. У него получилось, что стоимость активов в разы выше, чем получается по бумагам, а вот темпы роста – наоборот…

Так что теперь мы не прячем цифры от населения, а просто рисуем те, которые нравятся начальству.

Но случаются расхождения.

Вот из свежей новостной ленты: в Курганской области активисты ОНФ обнаружили, что реальные зарплаты учителей сильно отличаются от росстатовских. Огорчились и начали расследование. Интересно, это только в Курганской такая картина? И только у учителей? И вообще: отчего нас постоянно пичкают сведениями о средней зарплате, а вот чтобы найти сведения о медианных доходах – придется попыхтеть? (Медианный доход – это «срединный» показатель: 50% получают больше, 50% – меньше. А средний – когда мы складываем зарплату главы Почты России с тем, что зарабатывают почтальоны, и делим пополам).

В сфере недвижимости тоже беда. Ну нет у нас объективных и актуальных данных о состоянии жилого фонда. Как разгромили в 2012 году не идеальную, но худо-бедно работавшую систему ПИБов и БТИ – так с тех пор и нету. И на чем Минстрой сейчас ваяет свои замечательные программы сноса «хрущевок», тотального капремонта и упразднения аварийности?

Это же азбука ориентирования: чтобы куда-то двигаться – карты мало. Даже «дорожной карты». Хорошо бы еще понимать, где именно ты находишься.

В этом густом тумане тем не менее можно найти внятные маяки и надежные ориентиры. Например, данные по продажам автомобилей подделать сложно. (В Петербурге за 2016 год – минус 4%.) И сведения о количестве ДДУ. (Мы их стараемся публиковать более-менее регулярно.) И данные ЦБ по количеству и объему кредитов…

А вообще-то, как говорила еще при прошлой власти моя знакомая, обозревая скудные запасы продовольствия в огромной коммуналке на Кузнечном: «Вся экономика страны – на моей кухне...»