Суд да сад
Совет по культурному наследию большинством голосов одобрил концепцию судебного квартала, разработанную тандемом архитектурных мастерских Евгения Герасимова и Сергея Чобана.
Одиночные критические высказывания терялись в хоре радостных голосов, что наконец-то исчезнет память о ГИПХе, о производимом им реактивном топливе, об огромной свалке, образовавшейся на территории после отказа от реализации проекта «Набережная Европы». Зам. председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов поинтересовался: «Как получилось, что одобренную пару лет назад Советом концепцию Максима Атаянца заменили другой?». Олег Перлин, начальник УКС Управления делами Президента, пояснил, что та концепция выполнила свое предназначение: на ее основе проведен аудит и выделены средства на развитие проекта, а также организован конкурс на выбор генподрядчика. К тому же к той концепции были замечания: отсутствие зеленых зон, искажение вида на Князь-Владимирский собор. Кроме того, не предусматривалось жилье для судей. Для него планировали подобрать другой участок, но ничего подходящего не нашли и решили строить в этом же квартале. Все технические показатели концепции остались прежними, так что говорить о полном отказе от нее не приходится. По мнению главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева, новый авторский коллектив имеет моральное право заниматься этим проектом, поскольку разрабатывал проект «Набережная Европы».
Фактически одобрение Совета утверждает генплан размещения на бывшей территории ГИПХА квартала емкостью 224 600 кв.м , из которых 94 000 кв.м – здание Верховного суда РФ, 21 000 - Судебный департамент, 77 600 – жилой комплекс на 600 квартир, 30 000 – Дворец танца Бориса Эйфмана, 2000 кв.м – инженерно-технический блок. Главный судебный фасад в духе сталинской неоклассики обращен к площади перед Биржевым мостом, жилье – на набережной Малой Невы, театр – у переулка Талалихина, между домами и театром – Судебный департамент. При этом все постройки располагаются в общедоступном саду, а вдоль Малой Невы обустраивается пешеходная набережная. Высота – в пределах, допустимых режимами ЗРЗ-1: 23-28 м. Есть, правда, одно локальное превышение: купол театра – 35 метров. Как пояснил Сергей Чобан, в конструкции купола предусмотрено помещение для небольшого зала с выходом на эксплуатируемую кровлю. Здесь можно проводить торжественные приемы. Не всем понравилось такое превышение отметок, да и сама архитектура театра, сочетающая элементы классической архитектуры и модернизма. Сталинские мотивы в облике Верховного суда тоже не всем пришлись по душе. Но, в конце концов, решили, что архитектуру пусть обсуждает Градостроительный совет, тем более что Владимир Григорьев настоятельно просил заказчика представить эту работу на общественное обсуждение зодчих.