Монополия на посредничество
Госдума приняла в первом чтении законопроект о переходе к государственной кадастровой оценке недвижимости.
Документ получился странный, масштабные поправки ко второму чтению неизбежны, причем вносить их будут в спешке, чтобы успеть до каникул.
Первая странность: да, в регионах создадут специальные госучреждения, которые и будут проводить оценку. Но при этом им разрешено нанимать исполнителей «на стороне». В чем прикол? В том, чтобы создать между бюджетом, куда поступает налог на имущество, и исполнителями (все теми же оценщиками) еще одну прослойку?
Вторая неувязочка: зам руководителя МЭР Николай Подгузов, представляя законопроект, отметил, что сейчас у оценщиков недостаточно (или просто нет) информации об объектах оценки, поэтому кадастровая стоимость зачастую существенно превышает рыночную. Это чепуха. Если бы дело было только в информации – в половине случаев кадастровая была бы существенно ниже рыночной. А кроме того, теперь информации (из-за отмены системы БТИ, в том числе) не будет у сотрудников ГБУ – и что изменится?
Главная цифра в Думе все же прозвучала: за последние два года собственникам удалось снизить налогооблагаемую базу на 4 трлн рублей. И оспаривание продолжается. Борьбе с сокращением уже запланированных доходов и посвящен обсуждаемый законопроект. Но основной инструмент упрятан глубже, он не в законе, а в методике: правительство хочет «отвязать» кадастровую стоимость от рыночной.
В принятой на сегодня (пока еще не действующей, насколько нам известно) методике это сформулировано так: рыночная стоимость «учитывается» при определении кадастровой. И все. Если это станет общим правилом, с надеждой оспорить кадастровую стоимость в суде или на комиссии придется распрощаться. Как доказать, что рыночные показатели «учтены недостаточно»?
К документу есть и другие претензии. Например, г-н Подгузов, обосновывая необходимость реформ, сетовал на то, что сейчас ответственность оценщиков «размыта»; ну, так в новом варианте никакая ответственность сотрудников ГБУ вообще не предусмотрена.
В 2016 году на уплату налога на имущество "по кадастру" перейдут уже 49 регионов.
Предполагается, что новая система начнет действовать с 2020-го, но регионы смогут запустить ее раньше — с 2017-го.
Проект продавили силами «единороссов».
Депутат Павел Крашенинников заявил: необходимо, чтобы результаты оспаривания оценки одной квартиры распространялись на весь многоквартирный дом. Комитет по собственности просит дополнительно отодвинуть срок вступления закона в силу. (Видимо, опасаясь, что в регионах не успеют создать нужные учреждения и т.п.) Но это косметические поправки, они не меняют сути: государство планирует перейти к системе «управляемых» налогов, причем отвечать перед населением за рост фискальной нагрузки будут регионы, а не Кремль.