НАШ ЦИТАТНИК: «У многих инвесторов, вложивших средства в банки на три месяца, в июне депозиты заканчиваются. Так что мы ожидаем, прежде всего, возвращения интереса к рынку недвижимости...» Ян Бобрышев

25 мая, 22:43

Электронный лабиринт

На главной странице сайта rosreestr.ru — сообщение: «С 1 июня Росреестр начал прием документов на регистрацию прав в электронном виде во всех субъектах РФ».

yle="text-align: justify;">На главной странице сайта rosreestr.ru — сообщение: «С 1 июня Росреестр начал прием документов на регистрацию прав в электронном виде во всех субъектах РФ».

Дождались! Прощайте, походы к заветному окошку и мутные посредники, готовые сэкономить ваше время за «долю малую, сиротскую». Теперь и у нас все будет, как в какой-нибудь Эстонии, даже лучше. Правда, понадобится обзавестись электронной подписью, но это проблема чисто техническая, справимся.

Заходим на сайт петербургского Управления Росреестра, там на этот счет никаких новостей нет. Переходим в раздел «Регистрация прав». Есть такое: «Заявление о регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде». Далее — информация о том, что сервис предварительной подготовки документов больше не работает, соответствующее программное обеспечение недоступно. Зато! «Для целей подачи заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество заявителю доступен сервис официального сайта Росреестра: пункт «Подать заявление о регистрации прав на недвижимое имущество» подраздела «Электронные услуги» раздела «Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью» главы «Государственные услуги».

Переходим по указанным ссылкам. На поиск нужных кнопок и пунктов уходит минут сорок. Вот наконец-то нужный раздел: «Регистрация сделки по отчуждению недвижимого имущества». Подпункты: договор ипотеки, договор аренды, безвозмездного срочного пользования… долевого участия… Договора купли-продажи (самый массовый документ) — нет. В других разделах его также обнаружить не удалось.

Получасовая прогулка по «долевому участию» также вызвала уйму вопросов (например, графа «Адрес»: заполнять, как положено в ФИАС или как в договоре?) — не будем перегружать читателя подробностями.

В сухом остатке: деньги потрачены (см. материал «Прокуратура наведалась в Росреестр»), отметка в «дорожной карте» сделана; для подавляющего большинства обычных граждан этот сервис абсолютно бесполезен. Это как выпустить сложную технику без мануала.

Специалисты, конечно, со временем разберутся. Но вообще-то сервис для граждан должен быть интуитивно понятен, и уж по крайней мере — с подробной инструкцией.

А так — складывается впечатление, что разработчики интерфейса и те самые мутные посредники, о которых шла речь выше, работают на один карман.

«НП» мнение

Предположим, продвинутые соотечественники обзаведутся электронными подписями и разберутся в хитросплетениях Интернета. Однако Росреестр как был, так и останется «черным ящиком». Его суть не поменяли ни «цивилизованная» подача заявок через МФЦ, ни возможность отслеживать их путь on-line. Что толку в компьютерных технологиях, если сроки регистрации как не соблюдались, так и не соблюдаются? Причем предсказать, в какой именно момент произойдет счастливое событие, пожалуй, не в состоянии даже знатные астрологи. Зато по-прежнему вполне эффективна схема с неформальным «ускорением», и даже тарифы (если сопоставить со средней суммой сделки) вполне божеские. Правда, и тут не без изъяна. Рублевый катализатор действует только в коридорах Росреестра, а передача готовых документов в МФЦ может растянуться еще на недельку.

Напомним, официальный срок регистрации по закону — 10 дней.

мнения экспертов

Сергей Дроздов,
генеральный директор агентства «Петербургская Недвижимость»:

– Чтобы граждане — участники сделок на вторичном рынке жилья могли подать документы в Росреестр, у них должна быть электронная подпись. У нашего агентства как у юридического лица такая подпись есть, но получить ее физическому лицу очень сложно.

Елена Ледовская, 
директор по продажам АН «Итака»:

– Специалистам старой закалки удобнее вести традиционный документооборот, и, чтобы они привыкли использовать новые информационные технологии, понадобится много времени. Молодым сотрудникам такая возможность может показаться интересной. Однако все электронные сервисы поначалу работают не безупречно. Возможно, когда все процессы будут отлажены, приобщение к новым технологиям пойдет быстрее.