Росреестр на слово не верит
Регистратор отказывается принимать «телефонные» запросы граждан о предоставлении ипотечных каникул, даже если банки их одобрили.
В ведомство обратилась Ассоциация российских банков (АРБ). Банкиры просят устранить казус: закон о кредитных каникулах (106-ФЗ) вышел в разгар пандемии и карантинных ограничений. Он предусматривал, что заёмщик может попросить о предоставлении отсрочки по телефону.
Банки принимают такие звонки, фиксируют их на бумаге, заверяют подписью уполномоченного лица. И если просьба о "каникулах" одобрена, эта бумага вместе с комплектом других необходимых документов направляется в Росреестр – чтобы там внесли изменения в запись об ипотеке (изменение срока и пр.).
«Банки сталкиваются с тем, что регистрирующий орган отказывает в принятии требования, представленного заёмщиком по телефону и зафиксированного банком на бумажном носителе, аргументируя невозможностью отнесения его ни к оригиналу требования на бумажном носителе, ни к оригиналу требования, составленного в форме электронного документа».
А заёмщик (не всегда, но нередко), получив от банка одобрение "каникул", уже перестал платить. Далее – просрочка, пени, штраф.
АРБ уверена, что такой подход регистратора не соответствует закону и не отвечает интересам заёмщиков. Банкиры указывают, что при подготовке закона действительно возник правовой пробел: не были определены форма и порядок предоставления требований в регистрирующий орган, если заёмщик передал его по телефону.
Сейчас, со снятием ограничений, таких требований стало меньше – но массив предыдущих отказов серьёзно осложняет ситуацию и в дальнейшем приведёт к росту неплатежей.
Хотели как лучше, конечно.