Строители просят передышки
С начала реформирования саморегулирования в строительной сфере прошло 2,5 года. Участники рынка уверены, что пик самоочищения системы – одной из основных задач реформы – пройден. Но надо обуздать желание постоянно переписывать законы и менять правила – дать строителям год поработать спокойно.
Речь об этом шла на XVI Всероссийском съезде строительных СРО. Деловую часть мероприятия начал глава Минстроя Владимир Якушев, который в основном рассуждал как раз о законодательных нововведениях. По его словам, изменение схемы долевого строительства вызвало много вопросов: как толковать те или иные нормы, спрашивали почти во всех регионах. Однако в Госдуму уже внесён законопроект, который должен ответить на большинство из них.
Министр также заявил, что Минстрой и курирующий вице-премьер выступают против увеличения взносов в Фонд защиты прав дольщиков, поскольку дополнительная нагрузка положительно на развитие отрасли не повлияет. При этом Владимир Якушев заявил, что увеличение размера отчислений - это дискуссионный вопрос. «Переход на проектное финансирование будет непростым, и отрасль нужно поддержать. Для этого, например, мы предложим новый продукт по субсидированию ставки по ипотеке»,- заявил Владимир Якушев. Также Минстрой планирует вернуться к институту развития застроенных территорий, который требует дополнительного правового регулирования. Субъекты РФ нагружают инвесторов, расселяющих аварийные дома, затратами на социальную инфраструктуру. Проекты становятся нерентабельными, и многие девелоперы от них отказываются. В Минстрое полагают, что в создании «социалки» должен участвовать бюджет, инвесторов также может субсидировать Фонд ЖКХ.
Говорил Владимир Якушев и о законе о техническом регламенте зданий и сооружений, который уже четыре года не удаётся согласовать, в основном из-за позиции Росстандарта и Минпромторга. Чиновники постараются также упростить переход к новой модели определения сметной стоимости. «Мы старались быстрее уйти от базисно-индексного метода и по щелчку перейти на ресурсный. Но, к сожалению, как часто бывает в переходный период, возникли противоречия. На многие аукционы, особенно с бюджетным финансированием, нет заявок. Компании, которые чётко просчитывают экономику, понимают, что с объекта можно выйти банкротом или всё закончится ещё хуже, поскольку цена не соответствует фактическим затратам. В рамках переходных положений в 2019 году Минстрой эту систему отрегулирует. Это одна из самых горячих точек работы ведомства»,- признаёт Владимир Якушев.
Два года назад активно разрабатывалась стратегия развития инновационных подходов в строительной детальности, которая вызвала уйму вопросов и замечаний. Теперь Минстрою поручено разработать стратегию развития всей строительной отрасли. «К таким документам всегда настороженное отношение. Как правило, они носят декларативный характер, чего хотелось бы избежать. Для этого развитие инноваций должно стать отдельным разделом в стратегии всей отрасли. Время разработки документа продлили до октября 2019 года. К этому сроку мы должны подготовить стратегию, за которую не будет стыдно. Надеемся, в её создании самое активное участие примут эксперты строительной отрасли»,- заявил г-н Якушев.
Неспокойное самоочищение
Об итогах реформы системы саморегулирования и работы НОСТРОЙ говорил президент Ассоциации Андрей Молчанов. Сейчас в реестре 225 действующих строительных СРО. С начала реформы в реестр внесены 20 СРО и 64 исключены. Основная причина исключений – нарушения требований законодательства. Но некоторые СРО добровольно прекратили деятельность. Ростехнадзор продолжает внеплановые проверки. С четвёртого квартала 2017 года он проинспектировал 42 СРО, из которых пока только 21 полностью соответствует новым требованиям закона.
Также введён региональный принцип членства, которое стало обязательным только для генподрядчиков и технических заказчиков. В результате численность членов СРО сократилась со 126 000 до 90 000 юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
В ноябре 2016-го на спецсчетах в уполномоченных банках было чуть более 37 млрд рублей компенсационных фондов. В начале 2018-го – 67 млрд, а сейчас - 80,4 млрд. Исключенные из реестра СРО собрали со строителей 48 млрд. «Мы смогли получить от банков всего 2,5 млрд рублей. Остальные средства истребуем в судах, и объём судебной работы растёт: инициированы 49 исков к СРО, исключённым из реестра. Из них 37 мы выиграли, 11 рассматриваются в первой инстанции, по одному иску мы подали кассацию в Верховный суд РФ. Готовятся к подаче ещё 13 исков. Помимо компенсационных фондов требуем передачи дел и реестров членов. Получили только 36 000 дел членов СРО от 24 организаций, лишившихся статуса. Для их хранения пришлось арендовать специальный склад. Ещё около 80 000 дел до сих пор не переданы и, возможно, утрачены»,- говорит Андрей Молчанов.
Полностью или частично средства, перечисленные в лишившиеся статуса СРО, смогли вернуть 3400 компаний, однако ещё около 4000 фирм пытаются получить их через суд. НОСТРОЙ участвует более чем в 870 таких судебных делах. А ещё по 195 искам вынужден отвечать перед строителями за исключённые СРО. На выплаты строителям идут и доходы от размещения временно свободных средств Ассоциации - в 2018 году такой доход превысил 50 млн рублей. «Мы добились от банка повышения ставки до 6,7% годовых. Конкуренция среди банков высокая, так что призываю всех проверить условия размещения ваших фондов – они не должны быть хуже рыночных»,- посоветовал участникам съезда г-н Молчанов.
Важное нововведение реформы – персонализация ответственности специалистов. Сегодня в национальный реестр включено 175 000 таковых, а всего поступило 197 000 заявлений. В итоге 87% членов СРО имеют в штате двух и более специалистов требуемой квалификации. Ещё 3,7% подрядчиков располагают только одним, а у 9,7% компаний вообще нет ни одного. Получается, что примерно 12 000 фирм не соответствуют требованиям Градкодекса и не могут выполнять работы. Но из всех строительных организаций, по данным ФНС, 10 000 фирм вообще существуют только на бумаге.
Отдельной проблемой стали консалтинговые компании, которые предлагают оформить специалистов в несколько фирм. Раньше эти посредники торговали свидетельствами о допуске, но сейчас большинство коммерческих СРО исключены из реестра, и они остались без работы. Пока выявлению таких «двойников» мешает закон о защите персональных данных. Поэтому НОСТРОЙ разработал сервис, позволяющий СРО сверять перечни специалистов, трудоустроенных у их членов. Такая сверка добровольна, проводится с использованием только открытых данных и законов не нарушает.
«Мы постоянно анализируем практику применения нового законодательства, подготовили свои поправки в Градостроительный кодекс. Но надо обуздать желание постоянно переписывать законы и менять правила – дайте строителям хоть год поработать в условиях правовой стабильности. Накопим опыт и вернёмся к вопросам, которые останутся актуальными»,- заключил Андрей Молчанов.
В погоне за новеллами
Участники Съезда приняли и несколько внутренних документов. Например, избрали 13 новых членов Совета Ассоциации: ротация обязательна, и не менее трети Совета надо обновлять раз в два года. От Петербурга в Совет входят Антон Мороз и Алексей Белоусов. Доизбраны и два члена ревизионной комиссии, в том числе Татьяна Алексеева от Петербурга. Постоянные изменения законодательства приводят к тому, что НОСТРОЙ вынужден часто актуализировать свои базовые документы. Так, съезд утвердил изменения в Положение о формах, размерах и порядке уплаты отчислений на нужды Ассоциации, а также скорректировал её устав. Потребовались и изменения в Регламент Всероссийского съезда строительных СРО.
Участники съезда утвердили приоритетные направления деятельности НОСТРОЙ. Среди них - защита интересов СРО и их членов, представление их интересов в органах власти, содействие повышению безопасности и качества строительства, а также эффективности саморегулирования. Утверждена также смета на 2019 год. «Она составлена в условиях жёсткой экономии. Мы отказываемся от целевых взносов на содержание Национального реестра специалистов. Эта деятельность будет финансироваться из остатков поступлений текущего года и резерва Совета. Но вынуждены увеличить расходы на судебную деятельность, на хранение архива. Кроме того, дополнительные расходы необходимы для объединения трёх реестров: специалистов, членов СРО и их обязательств»,- пояснил Андрей Молчанов.
Утверждены и предложения НОСТРОЙ по корректировке законодательства. «В итоговую резолюцию включены только предложения, единогласно поддержанные окружными конференциями. Остальные вопросы обязательно будут рассмотрены, в том числе при участии Минстроя»,- пояснил председатель экспертного совета, вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
В итоговом документе установлен семилетний срок хранения дел членов СРО, исключённых из реестра. Сейчас они должны храниться бессрочно. Перечень оснований для исключения из саморегулируемой организации дополнен нарушениями норм, установленных внутренними документами. В этом случае компания год не сможет стать членом другой СРО.
Вводится также промежуточный уровень ответственности по взносам в компенсационные фонды. Сейчас между первым и вторым уровнями большой разрыв – 60 млн и 500 млн рублей. Для фонда возмещения вреда НОСТРОЙ предлагает установить взнос в 250 000 рублей, если стоимость строительства по одному договору не превышает 200 млн. Для фонда обеспечения договорных обязательств взнос составит 1 млн рублей, если предельный размер обязательств по договору строительного подряда не превышает 200 млн.
Решается и проблема распоряжения компенсационными фондами СРО, исключённых из реестра. Они должны передаваться в НОСТРОЙ. Арбитражные суды обязывают Ассоциацию перечислять даже не поступившие в её распоряжение взносы. И перекладывают на НОСТРОЙ ответственность с ещё действующих организаций, по которым уже есть решения о перечислении внесённых строителями средств. Это может обернуться тем, что с Ассоциации будут требовать не только не полученные ею средства компенсационных фондов, но и все расходы, вызванные судебными процессами и исполнительным производством.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр ВАХМИСТРОВ, координатор Ассоциации НОСТРОЙ по Петербургу:
Съезд прошёл в спокойной деловой обстановке. Насыщенным было выступление главы Минстроя Владимира Якушева. Он отметил все основные болевые точки и проблемы строительного комплекса, рассказал о задачах, стоящих перед Минстроем, в том числе об ошибках, допущенных при подготовке изменений в 214-ФЗ, серьезно ударивших по строительному бизнесу. По его словам, работа над поправками в этот документ, вызвавший много нареканий со стороны профессионального строительного сообщества, закончена, а документ внесён в Госдуму. Это позволяет надеяться на облегчение задачи, которую президент Владимир Путин поставил перед застройщиками. Требование увеличить объемы строительства с сегодняшних 80 млн до 120 млн кв.м жилья в год никто не отменял.