Государевы закупки
Правительство РФ внесло в Госдуму глобальные поправки в законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд. Документ предусматривает комплексные изменения, которые должны упростить и оптимизировать всю контрактную систему.
Текст законопроекта занимает более 300 страниц. Такой объём объясняется и отменой ряда подзаконных актов. Содержащиеся в них требования переносятся в сам закон о контрактной системе.
Кроме того, чиновники предлагают сократить число конкурентных способов определения поставщиков и подрядчиков до трёх наиболее распространённых: конкурс, аукцион и запрос котировок. Исключаются, например, двухэтапные конкурсы, которые почти не использовались. За 2019 год было всего 24 извещения об их проведении, и в итоге заключено только 11 контрактов. Не будет больше запросов предложений (срочные закупки в ряде случаев можно будет проводить путём запроса котировок без ограничения по объёму и цене контракта) и конкурсов с ограниченным участием. В последнем случае подойдёт процедура открытого конкурса, с дополнительными требованиями к участникам. А заказчики смогут обсудить объект закупки и его описание с потенциальными участниками ещё до размещения извещения об осуществлении закупки.
Порядок проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок теперь описывается с применением единой терминологии. Устанавливаются единые для всех способов требования к извещению о закупке и документации, срокам их размещения, внесению изменений и к составу и содержанию заявок на участие. При этом сами эти требования сокращаются.
Уменьшается число документов, которые надо подготовить заказчикам. Например, при проведении закупки в электронной форме вся информация будет содержаться исключительно в извещении.
Вводится «универсальная стоимостная предквалификация» для закупок дороже 20 млн рублей. Участники должны иметь успешный опыт исполнения контрактов стоимостью не менее 20% от начальной цены нового контракта. То есть при стартовой стоимости закупки в 100 млн рублей, участник должен иметь опыт реализации контракта (независимо от предмета закупки) стоимостью 20 млн рублей. «Стоимостная» предквалификация будет применяться, если не установлена необходимость «специальной» предквалификации (наличие у участников сопоставимого опыта). Она сохраняется и будет использоваться для сложных объектов закупки, например, строительства.
Субъекты РФ получают право заключить контракт на строительство, реконструкцию, капремонт или снос с единственным поставщиком, если используются средства резервного фонда региона.
Что касается контрактов жизненного цикла, обязательства по поставке товара или выполнению работ (например, строительства) можно будет обеспечивать отдельно от обязательств по последующему обслуживанию и эксплуатации. Принимается во внимание существенный временной разрыв между сроками исполнения указанных обязательств и их различной стоимостью.
Адвокат, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнёры» Ольга Дученко среди наиболее важных и значимых для сферы строительства нововведений отмечает практику, когда условия тендера можно будет изменить уже после выбора победителя: «Если законопроект примут, появится возможность по соглашению сторон скорректировать существенные условия контрактов жизненного цикла и контрактов, которые одновременно заключаются на проектирование и строительство. Например, если уже при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции или капремонта, установленная после проверки государственной экспертизой, превышает цену контракта. Изменить существенные условия с учётом новой стоимости можно на основании решения Правительства РФ, субъекта РФ или местной администрации, но при условии, что цена контракта увеличится не более чем на 30%. И, наоборот, если цена контракта превысит сметную стоимость, она должна быть уменьшена».
Г-жа Дученко полагает, что в целом возможность увеличения цены контракта на работе подрядчиков скажется положительно. Такая необходимость возникает достаточно часто, поскольку при принятии решения об участии в закупке не всегда можно адекватно оценить полноту сметы, соотнести её позиции с техническим заданием и положением дел на строительной площадке. «Однако установление требования к обязательному снижению цены не может не настораживать. Если поправки примут, подрядчикам придётся тщательнее оценивать экономическую целесообразность участия в процедуре», - уверена Ольга Дученко.
Адвокат Адвокатского бюро «ФРЕММ» Александра Дегтярева также положительно оценивает возможность увеличить цену контракта на 30%: «Действующие общие правила, позволяющие скорректировать стоимость на 10%, уже не успевают за быстро изменяющейся рыночной ситуацией. В целом инициативу об изменении законодательства о закупках стоит только поприветствовать. Действующий закон «О контрактной системе…» содержит нормы, практически не используемые на практике. Их исключение позволит оптимизировать систему, сделав понятнее процедуры торгов. Также следует отметить стремление уменьшить документооборот, что, по идее, должно упростить как процедуру подачи заявок участниками, так и проверку документов и выявление победителей организаторами торгов. Заслуживает внимания и норма об «универсальной стоимостной предквалификации» - она позволит уменьшить субъективную составляющую на этапе планирования торгов и подготовки документации «под» конкретного участника».
Однако включение в закон положений подзаконных нормативных актов, по мнению Александры Дегтяревой, приведут к его усложнению. Уже сейчас формулировки закона зачастую слишком длинны и труднодоступны для понимания. Она полагает, что оставление в законе только основных положений, касающихся государственных торгов, и более подробное регулирование специальных вопросов в подзаконных нормативных актах было бы более удачным решением.