Винтаж у Невского
Строить в историческом центре Петербурга решаются немногие. Дело это хлопотное, дорогое, а экономика далеко не всегда очевидна.
Однако есть и весьма удачные проекты, которые органично вписались в старину, да ещё и продаются хорошо.
О проблемах, связанных с ветшанием исторической застройки в центре Петербурга, власти и общественность рассуждают уже давно, однако делается, к сожалению, гораздо меньше. Найти баланс между стремлением защитить старые дома от уничтожения и экономическими интересами девелоперов (которым совсем неинтересно воссоздавать планировки XIX века, неактуальные в наше время) пока удаётся с трудом. Бизнес уговаривает: дайте нам перестроить хотя бы вторые-третьи дворы, но чиновники и депутаты сопротивляются.
Те же самые ограничения касаются и нового строительства на пустующих участках. Инвестору предстоит согласовывать внешний вид фасадов, объёмно-планировочные решения и высоту новостройки. Именно поэтому многие довольно привлекательные участки остаются невостребованными многие годы и даже десятилетия. Кому понравится перепроектировать дом по несколько раз без всякой гарантии, что этот труд не останется сизифовым?
«Проектирование может занимать до двух лет, но может затянуться и на более длительный срок. Всего надо пройти порядка 50 инстанций. А рабочая документация в итоге представляет собой более 20 томов различных чертежей, заключений, расчётов и так далее», – подтверждает директор службы заказчика ГК «ПСК» Андрей Алексеев.
Поэтому за последние пять лет в Центральном районе построено не так уж много жилья, если не учитывать проекты реконструкции и пренебречь апарт-отелями. В качестве примеров можно привести масштабный ЖК «Русский дом» (от «Группы ЛСР»), «Монополист» (от «Стимул СТК»), дом на 4-й Советской, 9 (от компании «Северная Эстейт»).
Достраиваются и вот-вот будут сданы ЖК «Артхаус» от «Красной стрелы» и Grand House от Glorax Development. Крупные проекты комплексного освоения вроде «Парадного квартала», «Царской столицы» или «Смольного Парка» – это всё же более ранние истории.
Группа компаний «ПСК» имеет если не богатый, то довольно обширный опыт строительства в исторических районах. Так, в 2018 году она сдала жилой комплекс «Дипломат» на проспекте Бакунина, а в конце прошлого – ЖК Nobelius в исторической части Выборгской стороны. Два года назад девелопер ещё раз решил пройтись по этому тонкому льду. Жилой комплекс «Новый Невский» как раз строится на заброшенном много лет участке, который никак не использовался. Задача вписать в него современный комплекс оказалась весьма непростой.
ЖК «Новый Невский» расположен в районе Каретная часть, хотя топоним этот почти утрачен. Название пошло от располагавшихся здесь некогда каретных мастерских. Позднее это место стало центром хлебной торговли в Петербурге. Совсем рядом с нынешней новостройкой, на Харьковской улице, находилась Хлебная биржа (сейчас здание занимает Дом культуры МВД). Вокруг – доходные дома постройки конца XIX – начала XX века, в основном в стиле модерн. И, конечно, главная достопримечательность – Александро-Невская лавра. Интересный факт: на основе проведённого ещё в XVIII веке исследования здоровья солдат и офицеров, размещённых в казармах по всему городу, считалось, что климат здесь наилучший во всём Петербурге. Ведь в казачьем полку, размещённом возле лавры, болели меньше всего.
Главной задачей проектировщика, а им выступило известное архитектурное бюро «Герасимов и партнёры», стало вписать новый объект в историческую застройку рубежа XIX–XX веков. Чтобы избежать монотонности, главный фасад визуально разделён на три части, у каждой из них — собственное архитектурное решение (разные материалы отделки, разные акцентные цвета). Фактически «Новый Невский» будет выглядеть не как один объём, а как три примыкающих друг к другу дома. Построенные, как требовал Пётр Первый в своё время от архитекторов, «единою фасадою в линию». Именно так наш город и застраивали – с момента основания и до революции.
Об удачной работе архитекторов уже можно судить воочию, поскольку фасадные работы уже завершены. На площадке идут внутренние отделочные работы и благоустройство территории. Отметим, что комплекс построен на полгода раньше изначально заявленных сроков и будет введён в эксплуатацию до конца года. Хотя дедлайн обозначен II кварталом 2022 года.
В семиэтажном комплексе будут квартиры от одной до пяти комнат (от 47 до 183 кв.м). На последних этажах – жильё с террасами и панорамными видами на окрестности, в частности, на главный собор Александро-Невской лавры. На 120 квартир придётся 89 машино-мест в подземном паркинге.
Важно отметить, что поблизости есть шесть детских садов, гимназия, ну а про объекты культуры и говорить не приходится. Всё же речь идёт о центре города. При этом особой нагрузки на социальную инфраструктуру ЖК со столь небольшим количеством квартир не добавит. Кстати, ГК «ПСК» открыла возле стройки информационный центр, где местные жители могут получить исчерпывающую информацию по поводу этапов, сроков, технологий строительства, ознакомиться с разрешительной документацией и данными обследований и экспертиз. Для компании это обычная практика, применявшаяся и раньше.
«Обычно жители беспокоятся о том, чтобы новостройка не перекрыла солнечный свет в их квартирах, а также чтобы их дом просто-напросто не пошёл трещинами (такое иногда случается). Конечно, вопрос нагрузки на имеющиеся социальные объекты тоже важен. Архитектура нового дома – в меньшей степени, но и такие вопросы горожане тоже задают и просят показать проект», – говорит Андрей Алексеев.
Само собой, для строительства в условиях плотной исторической застройки применялись специальные технологии. К примеру, не забивка, а вдавливание свай в грунт. Хотя наиболее распространены фундаменты на буронабивных сваях, так как именно эта технология является оптимальной по соотношению цены и качества для нашего региона.
Кстати, задача объяснить, что появление таких объектов принесёт локации только пользу, – далеко не тривиальная. Хотя логика очевидна: даже в центре Петербурга, буквально в сотне метров от Невского проспекта, до недавнего времени хватало депрессивных территорий (да и сейчас они ещё есть). В этом смысле участок между Старо-Невским проспектом и Обводным каналом – довольно показательный.
Огромную территорию 21 га здесь занимала станция Московская-Товарная. Железнодорожные постройки соседствовали с жилыми домами, пребывающими далеко не в лучшем состоянии и состоящими в основном из огромных коммуналок. Теперь станции нет, а территория активно застраивается жильём. Вслед за современными ЖК появляется инфраструктура – магазины, салоны красоты, спортивные комплексы. И вот уже депрессии всё меньше, а интерес потенциальных инвесторов – выше. Коммуналки, правда, ещё остались, но в таких условиях шансы на их расселение увеличиваются (признаём, правда, пока – в теории). Получается, перезагрузка микрорайона выгодна всем – и нынешним жителям, и будущим новосёлам.