НАШ ЦИТАТНИК: «Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими. При этом инфляция ускорялась. Это означает, что экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева. Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны...» Эльвира Набиуллина

27 июля, 00:37

Выживших поубавится

17 мая 2021 в 13:17

Малый и средний бизнес начинает восстанавливаться после кризиса, связанного с пандемией, но есть вероятность, что до конца года закроются ещё 20–30% предприятий из числа устоявших. О том, кто пережил первую волну пандемии и за счёт чего, рассуждали участники весеннего делового завтрака BestBreakfast, организованного ГК «БестЪ».

По данным аналитиков ГК «БестЪ», число малых и средних предприятий (МСП) в России за год (с апреля 2020-го по апрель 2021-го) сократилось незначительно – на 2,3%. А вот обороты снизились куда заметнее – почти на 10%, но в Петербурге – на 3%, или на 140 млрд рублей. Чувствует себя хорошо сфера торговли, где задействована половина МСП, а также сектор IT; неплохо обстоят дела в науке, в производстве и здравоохранении; на 2% выросли обороты предприятий транспорта и хранения (в основном за счёт курьерской доставки). Однако у особо пострадавших секторов падение оборота достигло 35–50%.

«Я хотел бы напомнить фельетон Михаила Булгакова «Триллионер», где писатель выступает за еду в доме богачей, – рассказывает гендиректор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Георгий Рыков. – Так вот я не хотел бы, чтобы мы тоже начали работать за еду. Россия – слишком политизированное государство, чтобы строить прогнозы и готовиться к появлению каких-то чёрных лебедей. У нас каждое решение уникально. Важно попытаться просчитать, когда у населения будут деньги. Кажется, сейчас это главный вопрос».

По оценке Станислава Ступникова, партнёра и руководителя направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», более 80% предпринимателей до сих пор ощущают себя выбитыми из седла. Тому виной несколько причин: платёжеспособный спрос, который не восстанавливается; действующие ограничения в некоторых сферах; наставшее время расплаты по налогам и кредитам, поскольку отсрочки, предоставленные в 2020-м, закончились. По данным ЦБ, бизнес уже просрочил 7% кредиторской задолженности. А по вновь взятым займам (многие из которых были необходимы для погашения долгов государству) просрочка достигает 11%. 

«Надо быть готовыми к тому, что никто ничего не простит, – предупреждает Станислав Ступников. – До конца года можно ожидать, что деятельность прекратят 20–30% малых и микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей».

«У меня один бизнес практически разорился 28 марта, когда всех закрыли. Я открыл другой бизнес – «Пицца 30 см» – и на 17-й день вывел его в прибыль. Проект работает уже год, – делится уроками кризиса Денис Фёдоров, основатель сети «Мармеладная бочка» и фирмы «Пицца 30 см». – Предприниматели, которые способны генерировать прибыль на открытом рынке, без поддержки государства, да ещё франшизу делают – это главное достояние нации. Им не надо помогать, о них надо рассказывать. Вот владельцам ТК, которые объявили мне и ещё 500 арендаторам, что платить надо в полном объёме (поскольку банк требует возвращения кредита), помощь государства, наверное, нужна».

Георгий Елецких, заместитель директора Центра поддержки предпринимательства, считает, что картина постепенно меняется в лучшую сторону: «Более 5000 малых предприятий у нас всё-таки открылись. Новых рабочих мест не слишком много, но  ситуация с безработицей заметно лучше, чем была в 2020-м. Сбер фиксирует рост потребительской активности. В первую очередь – в онлайне, на маркетплейсах, но тем не менее». 

1 из 5
Весенний деловой завтрак BestBreakfast

Однако среди участников делового завтрака на «светлой стороне» оказались немногие.  

«На мой взгляд, малого бизнеса сегодня в России просто не существует. Это люди, которые попробовали работать самостоятельно. Если не получилось – закрылись, если получилось, перешли в средний и крупный, – считает Алексей Фурсов, президент «Евразия Холдинг». – 90% ресторанного рынка – это сети, которые сегодня вынуждены работать как малый бизнес. Перспективы туманны. Выжить начинающим предпринимателям крайне тяжело. А подготовиться к появлению чёрных лебедей практически невозможно».

С коллегой солидарна и Ирина Корчинская, руководитель сети семейных кафе «Хомяк» и коворкингов BusyMoms: «Из 14 кафе выжило одно своё и два открытых по франшизе – в Омске и Сочи. Мы дали франчайзи каникулы по роялти. Было больно смотреть, как точки закрываются одна за другой. Мы научились проводить онлайн-выпускные, дни рождения онлайн, запустили кулинарную школу, ресторанный консалтинг для тех, кто всё-таки готов рискнуть. И да, команда какое-то время работала за еду. Сейчас сезон выпускных, спрос постепенно восстанавливается».

Пётр Лобанов, ресторатор, cовладелец сетевых бургер-баров Buro, считает, что массовый уход бизнеса в онлайн – самое печальное последствие пандемии. Развивать что-то офлайн всё сложнее. Рентабельность сильно падает, заходить в общепит с одной точкой сложно. «Мы пережили пандемию только потому, что был какой-никакой эффект масштаба – десять точек, централизованное управление (штат маркетологов, закупщиков, бухгалтеров). Благодаря этому сеть смогла аккумулировать хоть какой-то оборот. Если нет эффекта масштаба и нет господдержки, бизнес начать нереально». 

Организаторами завтрака стали ГК «БестЪ», сеть коворкингов PAGE, юридическая компания «Дювернуа Лигал». Постоянный партнёр деловых завтраков – «СтройЭксперт», при поддержке официального телеком-партнёра «Авантел», официального автомобильного партнёра «АВАНГАРД», партнёра «ДомОдет», «Купи Контейнер», бизнес-клуба DP и Центра развития и поддержки предпринимательства, PR-партнёра – коммуникационного агентства «Репутация». Официальный деловой партнёр «РБК Петербург», информационные партнёры портал Arendator.ru и ИИЦ «Недвижимость и строительство Петербурга».

Модераторами завтрака выступили Кирилл Остапенко, основатель франчайзинговой сети «ВелоДрайв» и бизнес-клуба DP, и Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE (сеть коворкингов PAGE).