Недреманное око
Если народным хозяйством прицельно занимается прокуратура – значит, в экономике что-то сильно не так.
Генеральная прокуратура РФ выступила за усиление работы с застройщиками. Основные цели – защита прав дольщиков и недопущение срывов расселения аварийного жилья. Руководители ГП провели специальное совещание по выполнению нацпроекта «Жильё и городская среда».
По данным ведомства, за последние два с половиной года «пресечено более 20 000 правонарушений в данной сфере», восстановлены права более 158 000 дольщиков. А также – «обеспечено переселение порядка 200 000 человек из аварийных домов площадью более 3 млн кв.м.
Картину дополнил руководитель Фонда защиты прав дольщиков Константин Тимофеев. Всего у нас насчитывается 1094 недобросовестных застройщика, в отношении руководителей 593 компаний возбуждены уголовные дела. Ущерб составляет 127 млрд рублей.
Вообще-то... Если проблемами жилищного строительства системно должна заниматься прокуратура – может, контроль недостаточный, законодатели недоработали? Вот почему-то за выпуском автомобилей такого пристального надзора нет – и ничего, справляются... А вот с банками – похоже: и надзор, и регулятор бдит. А всё равно: что ни месяц – очередной банчок лопается.
Хотя стенд Генпрокуратуры на ПМЭФ никого не смущал, наоборот – привлекал всеобщее внимание. Новый (активный!) участник глобальной экономики. Подходили, фотографировались...
У совещания в Генпрокуратуре есть предыстория местного уровня. В конце мая петербургский прокурор Сергей Литвиненко направил письмо губернатору Александру Беглову. (Содержание документа подробно излагала «Фонтанка».) Практически по той же повестке: в городе – полмиллиона очередников (некоторые – с 1980-х); из 753 аукционов по закупке жилья состоялись только 52; программа капремонта не выполняется много лет; запланировано, но не выполнено работ на сумму более 100 млрд рублей. «Органами прокуратуры вскрыты многочисленные факты хищения денежных средств должностными лицами при проведении капитального ремонта».
Губернатор тоже не первый год в аппаратных играх. Через пару недель после письма Сергея Литвиненко в Смольном провели совещание по выполнению госпрограммы. Оказывается, «в 2020 году почти 140 тысяч семей улучшили жилищные условия. Это на 10 тысяч больше, чем в 2019 году». Правда, количество тех, кто получил квартиры непосредственно от городских властей, по муниципальной очереди, не указано. Зато в число «улучшивших» вошли: все, кто за свой счёт (чаще – в кредит) купил жильё в новостройках или на вторичном рынке, а также те, в чьих домах провели работы по программе капремонта. (Покрасили фасад, залатали крышу, поменяли трубу...) Подход правильный, но недостаточно последовательный. Надо бы также учитывать озеленение дворов и установку скамеек. Благоустройство – это ведь тоже «улучшение жилищных условий», не так ли? Остановку перенесли поближе, автобус вместо маршрутки пустили – усовершенствовали транспортную обеспеченность, опять же: жилищные условия улучшились.
Это будет способствовать формированию правильной отчётности...
Если городским хозяйством и жилищными проблемами в масштабах страны целенаправленно занимается прокуратура – значит, в муниципальном устройстве и в нормативном обеспечении госпрограмм что-то сильно не так. Впрочем, политологи предсказывают, что в новом составе Госдумы доля силовиков среди депутатов увеличится с трети до половины.