НАШ ЦИТАТНИК: «Статус поселения «город» определяется не числом проживающих в нем людей. Город – прежде всего экономическая база, подразумевающая наличие производств, торговли, услуг и пр. Ничего похожего в новоявленных городах-спутниках Петербурга нет и близко...» Николай Пашков

7 декабря, 15:26

Строители разогнались не на шутку

Сегодня в 09:00
1 150

Строители разогнались не на шутку

В этом году Петербург и Ленобласть перевыполнят план по вводу жилья, хотя в обоих регионах изменились правила игры, в том числе в части обеспечения новостроек социальной инфраструктурой. Об этом шла речь на XXIV практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Фото: Союз строительных объединений и организаций

Например, Ленобласть уже несколько лет подряд лидирует по объемам жилищного строительства в пересчете на одного жителя. Сейчас на территории региона работают 85 застройщиков, которые возводят 610 многоквартирных домов общей площадью 6,5 млн кв.м. 

По словам заместителя председателя правительства Ленобласти Евгения Барановского, в этом году область значительно перевыполнит план по вводу, согласованный с Минстроем: «Плановый показатель на этот год был снижен до 2,3 млн кв.м. Но ведомство попросило нас значение не менять и ввести 2,93 млн «квадратов». 

И этого показателя мы достигнем – уже сдано 2,7 млн кв.м. В регионе, помимо многоквартирного, динамично развивается и индивидуальное строительство. В этом секторе – кратный рост объемов. Мы же стараемся упростить процедуры. Например, уже около 40% заявок на регистрацию домов подается в электронном виде. Доля ИЖС в общем объеме ввода в этом году превысит 50%, а возможно, дойдет и до 70%», – прогнозирует Евгений Барановский.

С оглядкой на мегаполис 

 Чиновников заботит и комфорт проживания в новых комплексах. Ленобласть, например, снизила предельную высотность. Теперь 12 этажей – это максимум для городских поселений, а девять – для сельских. На повестке задача – обязать всех застройщиков в рамках законных процедур развивать городскую инфраструктуру со всеми социальными объектами. «Мы анализируем опыт Градостроительной комиссии, которая начала работать в Петербурге и на которой решается, как и какими инфраструктурными объектами должен быть обеспечен новый жилой комплекс. Мы не создаем аналогичный орган, но подход во многом совпадает. Перед выдачей каждого разрешения на строительство идут запросы в профильные комитеты, чтобы выяснить, какая инфраструктура требуется в конкретном месте. Прошу не забывать, что мы оцениваем также и выполнение ранее взятых застройщиком обязательств», – поясняет Евгений Барановский.

Кроме того, в Ленобласти вводится процедура согласования архитектурно-градостроительного облика будущих зданий. Она будет несколько отличаться от механизма, принятого в Петербурге, и пока затронет лишь социальные объекты, возводимые за счет бюджета. «Они не должны строиться по остаточному принципу, по устаревшими техническим решениям и с использованием сложных конструкций, которые потом дорого содержать», – уверен г-н Барановский.

Фото: Союз строительных объединений и организаций

До конца года в области планируют сдать еще четыре школы и восемь детских садов. А в адресной инвестиционной программе на 2022-2024 годы предусмотрено строительство или реконструкция около 70 объектов: школы, садики, дома культуры, пожарные депо и т. д. Чтобы снизить нагрузку на региональный бюджет, область участвует во всех федеральных программах, использует концессии. Так, в следующем году в рамках концессии построят четыре школы. В регионе ежегодно реализуется более 120 проектов создания общественных пространств на сумму более чем на 1,5 млрд рублей.

В связи с удорожанием стройматериалов Ленобласть приняла все документы, необходимые для выплаты компенсаций исполнителям госконтрактов. «Мы плотно работаем со всеми подрядчиками. И смогли учесть в бюджете средства для корректировки стоимости почти всех договоров. Уже увеличены ассигнования на 2,7 млрд рублей и еще столько же предусмотрено на объекты, подрядчики которых еще не обратились к государственным заказчикам или не прошли экспертизу. Возможно, из-за этого мы не сумеем начать какие-то объекты в следующем году, но все стройки завершим», – обещает Евгений Барановский.

Зашел разговор и о достройке проблемных объектов, по числу которых Ленобласть находится в тройке лидеров. Из 252 объектов 121 будет достроен или дольщики получат компенсации при участии Фонда защиты прав дольщиков. Только за три месяца удалось привлечь для достройки более 4 млрд рублей от застройщиков-доноров, которые взамен смогут увеличить высотность в своих проектах, согласовать перевод земель под жилую застройку и пр.

Скромный плюс

 Смольный также рассчитывает, что плановый показатель ввода в этом году будет в Петербурге превышен, но не так значительно. Уже введено 2,85 млн кв.м при расчетном показателе на 2021 год 3,191 млн кв.м (на 2023-й запланировано 3,415 млн «квадратов»). С начала года построено 199 многоквартирных домов и 896 объектов ИЖС. Введен 191 объект нежилого назначения: 54 объекта коммунального назначения и дорожного строительства, 26 объектов образования, 14 – здравоохранения, физкультуры и спорта, 14 торговых и т. д.

В 2021-м в городе должно появиться 25 социальных объектов, возведенных за счет бюджета, еще два – за счет средств резервного фонда городского правительства и 46 объектов предстоит ввести застройщикам за свой счет. В рамках инвестиционной программы города уже сдано 16 объектов, включая две реконструированные школы и три новые на 2700 учеников (самая крупная – на 1600 мест – построена за бюджетные средства в Приморском районе, на Пригородном проспекте). Готовы также пять детских садиков в общей сложности на 965 мест, две детские поликлиники и одна взрослая.

По словам первого заместителя председателя Комитета по строительству Алексея Гирина, инвестиционная программа комитета исполнена на 65,6% – это почти 19 млрд рублей. За девять месяцев года заключено 69 контрактов на строительство и проектирование будущих объектов.

Фото: Союз строительных объединений и организаций

Проблемных долгостроев в Петербурге меньше, чем в соседнем регионе, но они еще остались. С начала 2021-го уже введены 18 жилых домов на 5274 квартиры площадью 234 000 кв.м (например, один из корпусов ЖК «Три апельсина» и комплекс «Вариант» из семи корпусов).

До конца года предстоит ввести еще четыре проблемных дома на 1405 квартир. А на 2022-й запланирована сдача 10 объектов на 2297 квартир.

«Для ликвидации дисбаланса между жилой и социальной застройкой под председательством губернатора заработала Градостроительная комиссия, которая провела уже два заседания. А рабочая группа при ней собиралась уже семь раз», – отмечает Алексей Гирин.

Процедурная обрезка

 О законодательных новшествах в строительной отрасли рассказал начальник петербургской Службы госстройнадзора Владимир Болдырев. В этом году основные изменения связаны с сокращением барьеров в строительной отрасли. Цель – сократить инвестиционно-строительный цикл на 30%. Появился исчерпывающий перечень мероприятий по созданию капитальных объектов – от приобретения прав на участок до регистрации готового объекта. «Ранее существовали пять отдельных перечней – для жилья, объектов нежилого назначения, инженерии и т. д. Каждый список включал более 100 процедур, для прохождения которых могли требоваться дополнительные согласования. Сейчас сформирован универсальный перечень из 32 процедуры для всех видов строительства. Список дополнительных согласований будет закреплен Правительством РФ. Планируется, что их будет не более 50», – поясняет Владимир Болдырев.

Сокращено и число обязательных строительных требований – ГОСТов, СНиПов и т. д. В 2020-м более 3000 обязательных требований уже стали рекомендательными, в этом году – еще 3800. Снимаются, в частности, ограничения на применение новых материалов и конструкций.

С января 2021-го региональное законодательство требует согласовывать архитектурно-градостроительный облик не только жилых, но и нежилых зданий (за исключением, например, объектов культурного наследия). 

Изменились и федеральные требования к проведению государственного надзора и контроля. Готовятся необходимые местные документы. По словам Владимира Болдырева, изменения устанавливают приоритет профилактических мер над контрольно-надзорными. Появляются и новые возможности, например, меры стимулирования добросовестности, самообследование, профилактический визит. Скорректированы основания для контрольно-надзорных мероприятий, сокращены также сроки проверок.

Фото: Союз строительных объединений и организаций

«Хочу предупредить всех застройщиков: эти изменения не облегчат прохождение контрольно-надзорных мероприятий, но надзор станет более упорядочен, понятен и открыт», – заявил Владимир Болдырев.

Он говорил и о цифровизации строительной отрасли. Например, с марта 2022-го решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика КГА будет давать также в электронном виде. Что касается перехода на BIM-технологии, на базе подведомственного Службе Центра государственной экспертизы идет обучение застройщиков и проектировщиков этим технологиям. Создается и цифровая платформа для проведения государственного строительного надзора полностью в электронной форме. Она заработает в 2022 году.

Транспорт не успевает 

 Генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян констатировал: хотя транспортная система города по своему развитию находится в пятерке европейских лидеров, в одном ряду, например, с Парижем и Лондоном, но по некоторым ключевым позициям отстает. В частности, по протяженности скоростных пассажирских систем – метро.

Около 60% населения добирается до работы дольше, чем установленный городом норматив в 50 минут. А на территориях активного градостроительного развития, где инфраструктура отстает от жилья, для поездки на работу требуется более 70 минут. Активизировался редевелопмент «серого пояса». И там много памятников, которые накладывают серьезные ограничения на развитие транспортной инфраструктуры. За последние 10 лет среднее расстояние от дома до работы увеличилось в Петербурге с 12 до 17 км. А с учетом планов жилищного строительства до 2024 года оно вырастет до 19-21 км. Бюджетные затраты на развитие транспорта не успевают за девелопментом.

В условиях дефицита земли ставка делается на увеличение скорости наземного транспорта, более активную прокладку метро и интеграцию в пассажирскую сеть пригородных железных дорог. Предстоит «расшивать» узкие места в системе городских магистралей и реконструировать ключевые узлы, чтобы увеличить их пропускную способность.

Заместитель исполнительного директора Российского союза строителей Константин Кижель обозначил основные тренды для строительной отрасли в масштабах страны. Это кадровый дефицит и удорожание стройматериалов, желание властей развивать новые сектора, например, ИЖС, комплексное освоение территорий, изменения в нормировании, инвестиционные кредиты и информационное моделирование.