НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 15:00

Собственнические инстинкты

8 ноября 2021 в 14:00

Способны ли управляющие компании обслуживать современные новостройки на должном уровне? И как научить новоселов относиться к своим домам по-хозяйски, чтобы оборудование исправно работало, а благоустройство радовало глаз и спустя годы после ввода? О жизни жилых комплексов после сдачи в эксплуатацию рассуждали участники бизнес-завтрака, проведенного оргкомитетом конкурса «Доверие потребителя».

Фото: оргкомитет конкурса «Доверие потребителя»

Начальник петербургской Службы госстройнадзора Владимир Болдырев напоминает: несмотря на локдауны и пики заболеваемости, работы на стройплощадках в городе продолжаются. «Девелоперы, в том числе благодаря льготной ипотеке, разогнали стройки настолько, что таких объемов ввода жилья и коммерческих объектов город не видел давно. Многие застройщики перенесли сроки ввода с 2022–2023 годов на 2021-й». Так что вскоре у управляющих компаний работы прибавится.

Без обратной связи

 Болезненные вопросы, связанные с эксплуатацией, обозначила генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург» Мария Черная: «Мы стараемся объяснить новоселам, что мы работали над проектом, старались, а теперь это их имущество, и о нем надо заботиться. Не стоит сливать строительные растворы в канализацию и ломать детские площадки. Ведь все это придется за свой счет ремонтировать. Увы, понимание встречаем не везде; во многих проектах концепция чахнет: качество недвижимости и благоустройства в процессе эксплуатации ухудшается».

Жильцы меняют остекление. А это искажает архитектурный облик дома и снижает привлекательность остальных квартир. Люди не разбираются в современном инженерном оборудовании и не стремятся учиться этому. Например, выключают рекуператор и уезжают на пару лет, оставив квартиру без вентиляции – в итоге появляется плесень. На калитках зачем-то вешают дублирующие домофоны, которые зачастую не работают. Газоны желтеют и засыхают без полива.

К уровню профессионализма управляющих компаний тоже есть вопросы: «Рынок молодой. Мы выбрали УК на тендере и очень много с ней работаем, стараясь создать лучшие условия в наших комплексах», – говорит Мария Черная.

Ее поддерживает и управляющий партнер маркетингового агентства SETEVIE Евгения Гончарова: «УК – сервисная компания, которая оказывает услуги за деньги. Если ее руководство это понимает, то многие сотрудники – нет. Зачастую отсутствует нормальная коммуникация между УК и жителями. Никто эти отношения не выстраивает. 

В итоге в УК обращаются только при возникновении проблем, а она не умеет сообщать о своих успехах. Глобальная проблема – перекладывание ответственности с управленцев на застройщика и наоборот».

Генеральный директор студии ландшафтного дизайна «Дерево парк» Андрей Кочетков считает, что застройщики не всегда вдумчиво подходят к благоустройству: «Проект разрабатывается без анализа и учета мнения граждан. А ведь сначала нужно изучить потребности пользователей, провести натурные, антропологические и другие исследования». По его наблюдениям, зачастую используются неэффективные решения. Например, газоны поднимают над дорогами и тротуарами, отделяя их бордюрами. В результате на проезжую часть и пешеходные дорожки стекает грязная вода, а когда она высыхает, остается пыль. Лучше использовать поребрик, расположив озеленение ниже или на одном уровне с дорогами и тротуарами. Сами газоны, кстати, требуют регулярного ухода, обедняют почву и вытаптываются. «Это самое дорогое озеленение. Кроме того, не все хотят слушать, как работает газонокосилка, а запускать ее надо каждые 10 дней, требуются также постоянный полив и удобрения. Хорошей альтернативой может стать луг – с травами и многолетниками. Такие растения требуют серьезного ухода только первые год-два, их не нужно часто поливать, они устойчивы к городской агрессивной среде и отвечают тренду на природную естественность», – рассуждает Андрей Кочетков. При этом функцию металлических заборов и оград могут выполнять живые изгороди.

Управляемый бумеранг

 Некоторые застройщики считают управление домами непрофильным бизнесом и нанимают для этого компании со стороны. Другие – создают собственные структуры. «Наше «Управление комфортом» пристально следит за состоянием объектов, мы регулярно общаемся с жителями и помогаем им решать бытовые трудности. Грамотное управление увеличивает долю клиентов, которые совершают повторную покупку или пришли по рекомендации», – отмечает руководитель направления клиентского опыта Группы RBI Вера Сережина.

«Мы работаем в связке с застройщиком, и у нас нет проблем с гарантийными обязательствами. Налаживаем коммуникацию с жителями; управляющие и администраторы круглосуточно на связи. Организуем гуляния, конкурсы и другие мероприятия для жителей, украшаем дома к Новому году. Мы разработали мобильное приложение для общения с УК, подачи показаний счетчиков, оплаты услуг и многого другого», – рассказывает Роман Демченко, заместитель генерального директора компании «Сервис Недвижимость» (входит в Группу «Эталон»).

«Несколько лет назад мы обратились в управляющую компанию, которая на наших объектах создавала отдельные структуры с персоналом, проходившим жесткий отбор, включая психологические тесты на эмпатию. В итоге подобрали команду неравнодушных людей. Заместителями управляющих стали сотрудники застройщика, чтобы не было соблазна перекидывать ответственность друг на друга. А бОльшая часть команды УК живет в том же комплексе и лично заинтересована в его благополучии», – делится опытом руководитель отдела по внешним коммуникациям ГК «Ленстройтрест» Ксения Колотенко. Кстати, в компании решили, что прививать полезные навыки эффективнее с детства, и создали «Школу добрососедства», где занимаются ребята в возрасте от 7 до 13 лет. Во время обучения им объясняют, что жилье не заканчивается за порогом квартиры и почему важно любить свой двор и поддерживать в нем порядок.