НАШ ЦИТАТНИК: «Доля региональных покупателей на рынке недвижимости Петербурга в 2024 году заметно увеличилась после спада, наблюдавшегося с 2022-го. С середины прошлого года мы фиксируем рост интереса жителей других регионов к покупке жилья в Петербурге...» Георгий Патанин

5 февраля, 11:50

Собственнические инстинкты

8 ноября 2021 в 14:00

Способны ли управляющие компании обслуживать современные новостройки на должном уровне? И как научить новоселов относиться к своим домам по-хозяйски, чтобы оборудование исправно работало, а благоустройство радовало глаз и спустя годы после ввода? О жизни жилых комплексов после сдачи в эксплуатацию рассуждали участники бизнес-завтрака, проведенного оргкомитетом конкурса «Доверие потребителя».

Фото: оргкомитет конкурса «Доверие потребителя»

Начальник петербургской Службы госстройнадзора Владимир Болдырев напоминает: несмотря на локдауны и пики заболеваемости, работы на стройплощадках в городе продолжаются. «Девелоперы, в том числе благодаря льготной ипотеке, разогнали стройки настолько, что таких объемов ввода жилья и коммерческих объектов город не видел давно. Многие застройщики перенесли сроки ввода с 2022–2023 годов на 2021-й». Так что вскоре у управляющих компаний работы прибавится.

Без обратной связи

 Болезненные вопросы, связанные с эксплуатацией, обозначила генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург» Мария Черная: «Мы стараемся объяснить новоселам, что мы работали над проектом, старались, а теперь это их имущество, и о нем надо заботиться. Не стоит сливать строительные растворы в канализацию и ломать детские площадки. Ведь все это придется за свой счет ремонтировать. Увы, понимание встречаем не везде; во многих проектах концепция чахнет: качество недвижимости и благоустройства в процессе эксплуатации ухудшается».

Жильцы меняют остекление. А это искажает архитектурный облик дома и снижает привлекательность остальных квартир. Люди не разбираются в современном инженерном оборудовании и не стремятся учиться этому. Например, выключают рекуператор и уезжают на пару лет, оставив квартиру без вентиляции – в итоге появляется плесень. На калитках зачем-то вешают дублирующие домофоны, которые зачастую не работают. Газоны желтеют и засыхают без полива.

К уровню профессионализма управляющих компаний тоже есть вопросы: «Рынок молодой. Мы выбрали УК на тендере и очень много с ней работаем, стараясь создать лучшие условия в наших комплексах», – говорит Мария Черная.

Ее поддерживает и управляющий партнер маркетингового агентства SETEVIE Евгения Гончарова: «УК – сервисная компания, которая оказывает услуги за деньги. Если ее руководство это понимает, то многие сотрудники – нет. Зачастую отсутствует нормальная коммуникация между УК и жителями. Никто эти отношения не выстраивает. 

В итоге в УК обращаются только при возникновении проблем, а она не умеет сообщать о своих успехах. Глобальная проблема – перекладывание ответственности с управленцев на застройщика и наоборот».

Генеральный директор студии ландшафтного дизайна «Дерево парк» Андрей Кочетков считает, что застройщики не всегда вдумчиво подходят к благоустройству: «Проект разрабатывается без анализа и учета мнения граждан. А ведь сначала нужно изучить потребности пользователей, провести натурные, антропологические и другие исследования». По его наблюдениям, зачастую используются неэффективные решения. Например, газоны поднимают над дорогами и тротуарами, отделяя их бордюрами. В результате на проезжую часть и пешеходные дорожки стекает грязная вода, а когда она высыхает, остается пыль. Лучше использовать поребрик, расположив озеленение ниже или на одном уровне с дорогами и тротуарами. Сами газоны, кстати, требуют регулярного ухода, обедняют почву и вытаптываются. «Это самое дорогое озеленение. Кроме того, не все хотят слушать, как работает газонокосилка, а запускать ее надо каждые 10 дней, требуются также постоянный полив и удобрения. Хорошей альтернативой может стать луг – с травами и многолетниками. Такие растения требуют серьезного ухода только первые год-два, их не нужно часто поливать, они устойчивы к городской агрессивной среде и отвечают тренду на природную естественность», – рассуждает Андрей Кочетков. При этом функцию металлических заборов и оград могут выполнять живые изгороди.

Управляемый бумеранг

 Некоторые застройщики считают управление домами непрофильным бизнесом и нанимают для этого компании со стороны. Другие – создают собственные структуры. «Наше «Управление комфортом» пристально следит за состоянием объектов, мы регулярно общаемся с жителями и помогаем им решать бытовые трудности. Грамотное управление увеличивает долю клиентов, которые совершают повторную покупку или пришли по рекомендации», – отмечает руководитель направления клиентского опыта Группы RBI Вера Сережина.

«Мы работаем в связке с застройщиком, и у нас нет проблем с гарантийными обязательствами. Налаживаем коммуникацию с жителями; управляющие и администраторы круглосуточно на связи. Организуем гуляния, конкурсы и другие мероприятия для жителей, украшаем дома к Новому году. Мы разработали мобильное приложение для общения с УК, подачи показаний счетчиков, оплаты услуг и многого другого», – рассказывает Роман Демченко, заместитель генерального директора компании «Сервис Недвижимость» (входит в Группу «Эталон»).

«Несколько лет назад мы обратились в управляющую компанию, которая на наших объектах создавала отдельные структуры с персоналом, проходившим жесткий отбор, включая психологические тесты на эмпатию. В итоге подобрали команду неравнодушных людей. Заместителями управляющих стали сотрудники застройщика, чтобы не было соблазна перекидывать ответственность друг на друга. А бОльшая часть команды УК живет в том же комплексе и лично заинтересована в его благополучии», – делится опытом руководитель отдела по внешним коммуникациям ГК «Ленстройтрест» Ксения Колотенко. Кстати, в компании решили, что прививать полезные навыки эффективнее с детства, и создали «Школу добрососедства», где занимаются ребята в возрасте от 7 до 13 лет. Во время обучения им объясняют, что жилье не заканчивается за порогом квартиры и почему важно любить свой двор и поддерживать в нем порядок.