НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 02:05

Новые правила сноса нацелены на переработку отходов

18 февраля 2022 в 10:00

Утвержденная Минстроем новая редакция правил демонтажа зданий и утилизации строительных отходов содержит важные для рынка изменения, но кардинальных новшеств не содержит. Зато подтверждает курс на максимальную переработку отходов.

Фото: NSP.ru

Поправки внесены в свод правил 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации». В Минстрое поясняют, что в документе обобщен опыт «лучших практик и новых технологий в области демонтажа объектов, в том числе накопленный в строительном комплексе Москвы». И что это особенно актуально с учетом планируемой масштабной реализации программы всероссийской реновации.

Участники рынка это подтверждают. В ГК Springald рассказывают, что свод правил выпущен в 2017 году и являлся первым документом, который свел весь процесс демонтажных работ. Естественно, что были недостаточно освещены некоторые узкоспециализированные моменты. Кроме того, за пять лет появилась новая демонтажная техника, применение которой тоже должно быть описано надлежащим образом. «Главная новелла – изменения подтверждают курс на максимальную переработку отходов демонтажа, для чего введены требования по сортировке отходов и поэлементному демонтажу. Дополнены требования по безопасности работ, в частности введена обязательная радиосвязь с машинистами экскаваторов и специальной техники, то есть узаконено то, чем, например, наша компания, пользуется уже больше 10 лет. Наконец, формализованы требования по пылеподавлению – раньше каждый их трактовал на свое усмотрение», – говорит вице-президент ГК Springald Виталий Никифоровский.

Он уверен, что изменения актуальны и своевременны, радуется, что регулятор прислушивается к мнению профессионального сообщества. Но, по его мнению, неплохо было бы подобные изменения вносить не раз в пять лет, а ежегодно. «Эти изменения не упростят и не усложнят нашу работу. Правила существуют, чтобы их выполнять. Благодаря им заказчик понимает, насколько профессионально подрядчик выполняет свою работу, появляются критерии оценки для надзорных органов, с рынка уйдут непрофессиональные компании. В любом случае, игра по правилам – это всегда интереснее», – уверен Виталий Никифоровский.

Советник по коммуникациям Национального союза демонтажных и экологических компаний Екатерина Иванова исходит из того, что в сфере демонтажа не так много регламентов, и принятие нового – однозначно позитивное явление: «Другое дело, что пока новый вариант документа не опубликован, и все, что у нас есть – это список правок. Ряд их них формален. Например, уточнение по используемой для производства работ технике. Грубо говоря: вряд ли компании, которые ранее не использовали демонтажных роботов, прочитав свод правил, начнут это делать. Наличие подобных пунктов нужно скорее «для общего развития»: для повышения понимания внешним миром тех процессов, которые в нашей отрасли происходят».

Самым важным аспектом она считает распространение на регионы технологии «умного сноса». Но крупные компании, например в Петербурге, и так работают с поэлементным демонтажом. Но в регионах ситуация иная – в Союз часто поступают сигналы от общественных организаций, что отходы от сноса не убираются годами, незаконно свозятся в ближайший лес или просто сжигаются на месте. «Поэтому для таких регионов повышение регламентированности процессов будет благом. Но, с другой стороны, такие проблемы происходят не только из-за нерадивости демонтажных компаний, но и из-за того, что необходимые средства не предусмотрены в региональных бюджетах. И здесь внедрение поэлементного демонтажа проблему не решит и экономичнее процесс сноса именно ветхого жилья не сделает», – уверена Екатерина Иванова.

Генеральный директор ГК «КрашМаш» Виктор Казаков рассказывает, что с технологией «умный снос» его компания начинала работать в Петербурге еще в 2007 году, позаимствовав ее у европейских коллег: «Перейдя работать в столицу, мы продолжили использовать такие технологии. Реализуемые проекты легли в основу «умного сноса» в Москве и сегодня, благодаря новому регламенту, могут распространиться на регионы. Но есть одно «но»: в Москве это сопровождается цифровой системой, контролирующей вывоз отходов, которая работает как часы. Поэтому главный вопрос в том, как именно технологии поэлементного демонтажа и сортировки отходов, а также их вторичного применения будут работать в остальных регионах. В том числе в арктических, где предъявляются совершенно другие требования к производству работ и свойствам используемых материалов».

По его словам, не видя документ, сложно делать однозначные выводы. «Но, на мой взгляд, региональная специфика нашей огромной страны в контексте работ по сносу и демонтажу и всероссийской реновации должна быть проработана глубже. Таким образом, для московского рынка от внедрения свода правил ничего не изменится. А вот его влияние на проекты в регионах мы сможем понять только на практике контроля за их соблюдением», – полагает Виктор Казаков.