НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 01:24

Рынок апартаментов меняется: надежность становится важнее доходности

25 апреля 2022 в 08:40

Судьбу апартаментов эксперты и участники рынка обсуждали 20 апреля за круглым столом, организованным NSP в коворкинге AVENUE-PAGE на Аптекарской. Спорили о том, как меняется состав покупателей и арендаторов, как сделать экономически обоснованным переход на долгосрочную аренду. Рынок меняется, и успешным будет тот, кто успеет предложить адекватный ситуации продукт.

Дискуссионный клуб NSP - рынок апартаментов
Фото: Юрий Славцов

Сейчас на рынке апартаментов Петербурга функционируют свыше 20 сервисных комплексов, в которых размещено 13 тыс. юнитов. По данным Nikoliers, до конца года будет введено в эксплуатацию еще около 12,5 тыс. апартаментов. Количество сертифицированных апарт-отелей, номера в которых находятся в управлении квалифицированных управляющих компаний, динамично растет. На данный момент на них приходится почти половина от объема рынка, или 5,4 тыс. лотов. Доминируют апарт-отели «три звезды» – 60%, или 3,2 тыс. лотов; на апарт-отели «четыре звезды» приходится более 25%, или 1,4 тыс. лотов; остальные объекты имеют сертификат «без звезд». «Сервисные апартаменты начинают напрямую конкурировать с гостиницами, – подчеркивает Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers. – И уже сейчас рынок апартов вошел в ту стадию, которая требует новых решений, продуктов и конкурентных преимуществ».

Кто заменит туристов

 Внешние обстоятельства очевидно малоприятные. На иностранных туристов, в том числе и китайцев, надеяться не стоит, отмечает экономист Дмитрий Прокофьев. Внутренний туризм будет тоже ослаблен – из-за снижающихся доходов населения. Спрос покупателей и арендаторов становится ориентированным на базовые потребности: люди стремятся снять жилье поближе к месту работы. Но есть и новые тренды. Интерес к Петербургу проявляют предприниматели из регионов. Их, как правило, интересуют гибкие офисы, а также аренда жилья или апартаментов в центре или рядом с метро в ценовом диапазоне не более 25–40 тыс. рублей в месяц.

Состав арендаторов апартов меняется. С конца февраля из апартаментов начали активно съезжать иностранные корпоративные группы и представители IT-компаний. С такой ситуацией, например, столкнулся апарт-отель IN2IT у метро «Купчино», в котором проживали группы специалистов, работающих на предприятиях в промзоне «Шушары». «Стало ясно, что целевая аудитория нашего апарт-отеля должна быть значительно обновлена, – поделилась Марина Павлюкевич, генеральный директор PLG. – Хорошо, что начинается высокий туристический сезон, и краткосрочная загрузка, преимущественно за счет автобусных туров, нам пока обеспечена. В плане долгосрочной аренды не стоит сбрасывать со счетов значительный рост предложения квартир под сдачу. Апартам предстоит концентрироваться на тех сегментах, куда частники не дотянутся». 

Охотно арендуют апартаменты и отечественные предприниматели, живущие постоянно за рубежом и приезжающие в Петербург в деловые командировки. «Прежде такие люди предпочитали иметь собственную недвижимость в городе, теперь склоняются к аренде», – отмечает Карина Шальнова, генеральный директор RBI PM (входит в Группу RBI). «С учетом появления новых групп и новой целевой аудитории апарт-отели чувствуют себя лучше, чем гостиницы. Загрузкой наших объектов мы довольны», – добавила г-жа Шальнова.

Сокращение спроса

 С начала апреля эксперты фиксируют общее падение спроса на покупку недвижимости, в том числе и апартов. «Уровень цен остается пока высоким, но объем продаж в апреле сократился примерно вдвое, – подтверждает Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service. – Для инвесторов наступил период нестабильности и непрогнозируемости. Основной спрос исходит от тех, кто планирует сохранить деньги с некой долей доходности. Большинство выжидает, переориентировавшись на краткосрочные депозитные вклады. Интерес сохранится к проектам в высокой стадии готовности. Официально цены на апарты никто не снижает, но все стараются вводить разные варианты адаптивных финансовых схем – скидки, акции и пр. У нас основные позиции не поменялись. Мы сторонники «котлового» метода получения доходности, он стабильно дает приемлемый результат. У частников, которые управляют сами, риски растут, они оказались без надежных способов бронирования и продвижения. Из-за ухода Booking и Airbnb более значимой становится роль управляющих компаний в привлечение клиентов. Чем более централизован объект, тем лучше качество управления и сервисного обслуживания».

Главная проблема, с которой предстоит справляться участникам рынка недвижимости – рост себестоимости квадратного метра в условиях снижения ВВП и уровня доходов населения, уверен Антон Агапов, директор по развитию сети апарт-отелей YE’S. Но сервисные апартаменты останутся в числе наиболее понятных и доступных продуктов для инвестирования. На данный момент чистая операционная доходность действующих апартаментов YE’S составляет в среднем 6-7%. Спрос арендаторов на объекты сети стабильно высокий. «Наш апарт-отель на ул. Марата, например, загружен на 84%, и это в основном долгосрочная аренда, – уточняет Антон Агапов. – Конкуренция на рынке сервисных апартаментов будет только возрастать. И приоритетным фактором, который сможет обеспечить приемлемую доходность для собственников  в условиях кризиса и ограничений, станет профессионализм управляющей компании». Среди перспективных направлений – развитие апарт-отелей в регионах и странах ближнего зарубежья. Особенно это актуально для «цифровых кочевников», которые не привязаны к конкретной локации.

Инвест-отель Orange Life! на улице Крылова в марте показал загрузку 75%, отель той же сети на Большой Московской – 68%. А вот спрос на покупку апартаментов резко упал, в том числе и из-за ухода социальных сетей, – подтвердила руководитель отдела продаж компании Дарья Боровицкая. Менеджерам предстоит наработать новые каналы привлечения клиентов. «Большие надежды возлагаем на партнерскую сеть агентств недвижимости, – говорит Дарья Боровицкая. – Ипотека для покупки апартаментов больше недоступна, инвесторы стали тщательно рассчитывать экономику проектов. Мы снова превращаемся в рынок покупателей, которые к тому же не спешат закрывать сделки».

ГК «ПСК» готовит в ближайшее время ввод двух объектов, к операционной деятельности в компании надеются преступить в июле-августе. «У нас уже есть некоторые договоренности с корпоративными клиентами и со студенческим сообществом; думаю, спрос со стороны туристов на краткосрочную аренду также не иссякнет, – считает Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК». – Люди по-прежнему будут приезжать в Петербург на отдых. По продаже сервисных апартаментов мы хорошо отработали первый квартал – с февраля по март рост оказался взрывным. Инвесторы бежали пристраивать деньги, куда только можно. В апреле спрос «просел»» примерно на 50-60%, но это было прогнозируемо. В дальнейшем рынок ждет снижение объема предложения в новых проектах. Что бы там ни говорили, текущая ставка проектного финансирования составляет от 18 до 23%. И это сильно скажется на конечной стоимости и сроках реализации проектов. А средняя цена в 244 тыс. рублей за квадратный метр – далеко не предел».  

«За первый квартал продажи по России у нас выросли на 50%, – отметила вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. – Свою роль играет релокация. Несмотря на все трудности, мы видим интерес инвесторов к зарубежной недвижимости для получения пассивного дохода и диверсификации активов». Так, Becar запустил в Дубае первый корпус коливинга You&Co и почти сразу получил загрузку 100%. Дополнительные источники операционного спроса возникают не только в деловом, но и спортивном секторе. В новых реалиях спортсмены будут вынуждены тренироваться преимущественно в России, и их нужно где-то размещать. «Наибольший пессимизм пока вызывает краткосрочная аренда – загрузка по данному направлению в апарт-отелях колеблется от 40 до 50%», – добавила Ольга Шарыгина.

Девелопер как психотерапевт

 «Портрет покупателя изменился еще в прошлом году, когда к нам пришли клиенты, пытающиеся заработать на росте цен на недвижимость, – отмечает Анна Любимова, руководитель отдела маркетинга ГК «Еврострой». – А то, что они получали еще и некоторый рентный доход, было для них приятным бонусом. Сейчас интерес к последним свободным в нашем проекте апартаментам проявляют те, для кого критично важно, что объект уже готов. Они воспринимают такую недвижимость как защищенный актив с наименьшей долей риска. Комплекс находится в центре Васильевского острова, две трети резидентов его выбрали для долгосрочного пребывания. Такой объект наиболее устойчив в плане доходов от аренды. Формат современного доходного дома, аналога западного рентного кондоминиума, имеет смысл развивать как отдельный инвестиционный продукт».

«У нас средний показатель загруженности в месяц составляет 70–75%, что дает довольно приятную доходность от апартов, – заметил Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ Апарт» (входит в ГК «БестЪ»). – Чему нас научил кризис? Прежде всего, не декларировать гарантируемую доходность – российский рынок непредсказуем. Перспективы же по расширению апарт-сетей сохраняются в других регионах России, например, в Новосибирске». 

«Наш проект апарт-отеля «Начало» реализуется по проектному финансированию с эскроу, – говорит Кирилл Рузанов, гендиректор и партнер управляющей компании «Начало.Сервис». – Банк выделяет финансирование по графику, хотя продажи сейчас упали. Главный вопрос – когда на рынке закончится период выжидания со стороны инвесторов. Потому что спрос практически замер. Раньше у нас по ипотеке закрывалось до 80% продаж, сейчас немногие сделки проходят со 100-процентной оплатой. Интерес проявляют региональные покупатели, которые таким образом «паркуют» деньги. Мы считаем , что любой наш инвестор – это потенциальный амбассадор бренда, а самый важный ресурс сейчас – информация. Поэтому мы активно поддерживаем с дольщиками связь через телеграм-чат, в котором есть представители отдела продаж, девелопера, УК, чтобы инвесторы получали свежую информацию и не переживали, что стройка встанет, застройщик исчезнет, а условия изменятся незаметно для них самих».

По словам Яна Бобрышева, инвестора и специалиста по восстановлению исторических зданий ГК «Реновация», рынок апартов компании, безусловно, интересен: «Хотя мы не хотим специализироваться на чем-то одном и рассматриваем различные направления в стройке». В последние месяцы компания озаботилась закупками стройматериалов и оборудования: «Скупали кровельные покрытия, лифты, оконный профиль и все остальное, чтобы закрыть потребности строительства на ближайшие полгода. В дальнейшем сориентируемся по обстоятельствам». Напомним, с декабря компания VALO в качестве fee-девелопера реализует апарт-отель UNO на Лиговском проспекте, где инвесторами выступают Степан Цепалкин и Ян Бобрышев. 

Полезная инфраструктура

 В рамках дискуссии обсуждались и перспективы обеспеченности рынка новыми IT-технологиями, особенно с учетом ухода ведущих ресурсов по бронированию недвижимости. По словам Игоря Пигина, технического директора компании «Эделинк», невозможно «к лету» разработать новый Booking или PMS по управлению сервисными апартаментами – быстро заместить такие сервисы не получится. Но те компании, у кого есть серьезные наработки в этой сфере, смогут эффективно продолжить работу. Из сиюминутных задач внезапно актуальными оказались решения по экономии бумаги: заменить электронной записью кассовые чеки, договоры или регистрационные карты гостей. Из долгосрочных – перспективны разработки проектов делового времяпрепровождения и досуга в сервисных апартаментах. Нервозность вызывают не технологические трудности, а неопределенность, в том числе и по уходу IT-компаний с отечественного рынка.

Подводя итоги, участники круглого стола согласились, что нынешняя, весьма драматичная перенастройка экономики влечет за собой существенное сокращение туризма и – как следствие – перераспределение целевых аудиторий и потоков клиентов, арендующих апартаменты, гостиницы и жилую недвижимость. Для покупателей формируется обязательный уровень безопасности: объекты должны быть достроены и функционировать, рисковые проекты остаются за бортом. В то же время усиливается конкуренция за инвесторов с депозитными краткосрочными вкладами и другими видами бизнеса. Неоспоримыми преимуществами апартов остаются гибкость, базовые потребности по аренде недвижимости, возможность привлекать более широкие слои нанимателей и малая закредитованность проектов.