В Думу внесен законопроект, упрощающий регистрацию права на машиноместо
Предлагаемый упрощенный порядок регистрации машино-мест выглядит более разумным, чем действующий. Как эта схема будет работать, покажет практика.
Документ внесен правительством РФ и разработан во исполнение постановления Конституционного суда. КС рассмотрел жалобу гражданина К., жителя Московской области. К. в 2018 году приобрел четыре парковочных места в строящемся жилом комплексе.
Застройщик обанкротился; дом достроили; право на доли в нежилом помещении (паркинге) было зарегистрировано в ЕГРН. Однако превратить доли в недвижимое имущество К. не смог: для этого надо было получить согласие всех сособственников или решение общего собрания. (Видимо, кого-то не удалось найти.) К. обратился в суд – и проиграл во всех инстанциях.
КС отметил противоречия между правовой формой и реальным содержанием понятия «машино-место»: институт долевой собственности рассчитан на применение к единому имуществу, а машино-место, по сути, имущество индивидуальное. С 2016 года, после вступления в силу закона 315-ФЗ, машино-места были отнесены к объектам недвижимости (часть здания или сооружения).
В результате, указал КС, «отпала необходимость применять для оформления прав на машино-места не лишенную известной искусственности конструкцию доли в праве общей собственности». Долевое регулирование создает «несоразмерные препятствия» для оформления прав собственником.
Конституционный суд велел признать часть 3 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ…» не соответствующей нескольким статьям российской Конституции. И распорядился внести поправки в законодательство.
Законопроект № 458117-8 предусматривает, что владелец доли вправе зарегистрировать свое право самостоятельно. Для этого понадобится: заказать у кадастрового инженера техплан, согласовать границы с соседями, известить «заинтересованных лиц» в официальном издании или на сайте муниципалитета, а также разместить информацию на досках объявлений в многоквартирном доме. На возражения отводится 30 дней.
В целом предлагаемый порядок выглядит более разумным, чем действующий. Как эта схема будет работать, покажет практика.
В Петербурге и Ленобласти, по отзывам участников рынка, проблемы не столько с регистрацией машино-мест, сколько с тем, что по нормативам их надо устраивать много, стоят они недешево, и продать все лоты к моменту завершения строительства не получается.