НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 15:56

Павел Горячкин: «Новая система ценообразования достоверность смет кардинально не улучшит»

14 февраля в 10:00

Переход на ресурсно-индексный метод расчета стоимости строительства весьма сложный и болезненный для отрасли. И нет гарантии, что он кардинально улучшит качество расчетов для госконтрактов. Об этом рассуждает президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. Подробнее тема будет обсуждаться на конференции «Сметы требуют настройки», которая состоится 1 марта 2024 года в СПб ГАСУ.

президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин
Павел Горячкин. Фото: Союз инженеров-сметчиков

 Когда и почему потребовался новый метод ценообразования при расчете стоимости госконтрактов? 
– О переходе на ресурсный метод власти заявляли еще в 1993 году в Концепции реформы ценообразования в строительстве. О промежуточном этапе – применении ресурсно-индексного метода – Минстрой объявил примерно в 2016 году, и для его реализации потребовалось семь лет. Кстати, в 2003 году мы уже переходили на новую систему: стали использовать сметно-нормативную базу в ценах на 1 января 2000 года, а до этого вообще пользовались сметными ценами 1984 года. Но и цены 2000 года уже безнадежно устарели. 
Ресурсный метод, к которому стремится отрасль, ориентирован на применение текущих цен, а ресурсно-индексный использует еще и базисный уровень цен на 1 января 2022 года. Конечно, эти цифры более близки и осязаемы, чем цены 25-летней давности, пересчитанные по индексам и плохо отражающие реальность. Расхождения расчетной и реальной стоимости – это вопрос качества разработки этих индексов.  
Берется некая номенклатура ресурсов по объектам-представителям в текущих рыночных ценах и делится на стоимость той же базовой корзины в ценах, например, 2000 года. Причем было время, когда Минстрой и региональные власти эти индексы занижали, и подрядчики часто жаловались на их необъективность. Хотя последние несколько лет индексы более-менее адекватны.  
Сейчас мы подменяем индексы системой сметных цен. Но все равно речь о средней сметной стоимости для того или иного региона. Расхождения с ценами конкретной стройки могут быть как в большую, так и в меньшую сторону. Формирование сметных цен Минстрой полностью забрал в свои руки. А если какие-то цифры спускаются сверху, они могут быть подвержены тем или иным манипуляциям. 

 С какими сложностями связан переход на новые правила? 
– Например, увеличилась трудоемкость расчетов. Объем сметной документации возрастает многократно, поскольку теперь учитывается практически каждый гвоздь, электрод и кусок пакли. Все эти вспомогательные ресурсы ранее прописывали внутри расценки – указывали одной строкой и не раскрывали. Теперь их считают отдельно, а, например, только одна блок-секция монолитного жилого дома – это почти 20 тыс. наименований ресурсов. Для более сложных объектов список окажется еще шире. Несмотря на наличие компьютеров и специальных программ, работа очень трудоемкая. 
Но главное, пока нет уверенности, приведет ли переход на ресурсно-индексный метод к повышению качества и, самое важное, достоверности сметных расчетов. Пока первые опыты показывают значительный разброс и в одну, и в другую сторону. Поэтому у меня есть сомнения, что достоверность существенно вырастет. 

 Чиновники говорили, что переход откладывается из-за проблем с созданием единой базы актуальных цен на стройматериалы и ресурсы. Эти проблемы решены? 
– Сама база сметных норм стоимости труда, машин и материалов принципиально не изменилась, ее структура осталась прежней. Просто исчезают такие показатели, как федеральные и территориальные единичные расценки. Остаются лишь нормы. Да, сейчас их актуализируют, но никто не мешал делать это и раньше. 
Так что проблема была, есть и только усугубилась. Производители стройматериалов неохотно дают цены для включения в базу, и я их понимаю. Например, мы входим в новую инфляционную волну. А купить стройматериалы – это не приобрести десяток яиц в магазине. Одно дело – сделка с двумя поддонами кирпича, и совсем другое, когда их сотни тысяч штук. Разброс цен будет очень большой. Сегодня это вопрос переговоров, объемов поставки, сроков и многих «но». Предприятия опасаются, что названная ими стоимость будет истолкована как публичная оферта, а затем могут последовать налоговые, антимонопольные и прочие последствия.

 Сейчас мы на промежуточном этапе, а переход на ресурсный метод решит все сложности? 
– В этом тоже нет уверенности. Сейчас Минстрой выделил более 700 базовых ресурсов: кирпич, трубы, цемент и т. д. Цены на них регистрируют, а потом методом математической интерполяции распространяют эти закономерности на все оставшиеся ресурсы. То есть, имея стоимость трубы одного диаметра, можно предположить, сколько будет стоить труба другого диаметра. И на основе цен на 700 с небольшим ресурсов Минстрой рассчитывает стоимость 40 тыс. наименований. Однако математика хоть и точная наука, но в данном случае полную достоверность не обеспечивает. Здесь зависимости нелинейные, есть много допущений. 
Ресурсный метод по своей сути мало чем отличается от ресурсно-индексного. Хотя он и подразумевает, что есть «живые» цены на все ресурсы. На самом деле, это абсолютно нереально: никакие торговые агрегаторы и органы статистики этого не обеспечат. Строительство – очень материалоемкая сфера: слишком большая номенклатура. И есть сомнения, надо ли заниматься всей мелочевкой: теми же гвоздями, шурупами и обрезными досками. Объем смет в разы увеличился, они стали нечитаемыми, потеряли наглядность. Естественно, это скажется и на всех последующих этапах, когда мы перейдем от сметы на этапе проектирования к реализации проекта, к определению начальной цены госконтрактов, к расчетам за выполненные работы, к строительному контролю, к бухгалтерскому и налоговому учету. Это следующий большой пласт проблем. 

Приглашаем стать участником конференции. Регистрация – по ссылке
Сметы - переход на РИМ