НАШ ЦИТАТНИК: «Мы оцениваем за последние полгода сокращение «матрасно-подушечных» денег примерно на 20%. Люди все несут на депозиты, что не может не радовать. Это, конечно, позволит экономике активнее использовать ресурсы, ну и людям зарабатывать...» Герман Греф

12 декабря, 01:15

Каникулы без отрыва от производства

18 мая 2020 в 10:30

Как вы провели коронавирусные «каникулы» и чему научились за это время? NSP расспросила ньюсмейкеров.

Президент объявил о формальном завершении странных «нерабочих» дней. Можно подводить некоторые итоги. Как долго вы находитесь (находились)  в самоизоляции? Где? Этот период стал для вас скорее передышкой или запомнится интенсивной работой в активно меняющихся условиях? Чему полезному вы научились за это время? Что важное поняли про бизнес и жизнь? Какие новые привычки постараетесь сохранить после возвращения в «нормальный» график? Как пришлось перестраивать работу предприятия? Какие решения считаете удачными? Какие компании получат преимущество на выходе из карантина?

Дмитрий Некрестьянов,
руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:

– Для меня самоизоляция – это период, когда я в домашней футболке продолжал работать как проклятый, а телефон постоянно звонил. Но зато сменился вид за окном. Эти полтора месяца там был сосновый лес и озеро, хотя не каждый день даже удавалось выйти на «свободу», но, главное, дети могли жить в обычном режиме, без ограничений.
В целом удалённая работа не стала фиаско для меня или сотрудников, но назвать это время очень успешным тоже не могу. Общая нервозность и неопределённость сказывались на работоспособности негативно, и требовалось время прийти в норму. И вообще, сделать каждое обращение президента не ожидаемым облегчением, а новым витком абсурда – это нужно действительно уметь...
Из позитивного: смог адаптироваться к ситуации и даже запустить ряд новых проектов. 
В этих «нерабочих» рабочих днях удалось найти наконец время вычитать актуализированную редакцию справочника застройщика. Скоро выпустим обновлённую версию.

Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:

– Одна из первых вещей, которой пришлось озаботиться во время карантина, – организация удалённой работы компании. Отчасти мы уже были к этому готовы. Ещё в начале года в виде эксперимента начали переводить на «удалёнку» отдельные подразделения. Ситуация с коронавирусом подтвердила, что это было очень своевременно. Zoom, Basecamp, Trello и другие инструменты в короткие сроки освоил весь штат компании. Второе важное изменение – организация «дистанционных» продаж. Этот формат общения способен полностью заменить процесс очной покупки. Вместо визита на стройку или в готовый дом – индивидуальные онлайн-туры в конкретную квартиру.
Сегодня в выигрыше те компании, у которых лучше развита технологическая составляющая. Эпидемия не принесла каких-то принципиально новых «вводных»: необходимость развивать онлайн-сервисы и технологии была очевидна и раньше. Просто будущее неожиданно наступило быстрее, чем многие планировали. Услуга по дистанционному оформлению и сопровождению сделки, очевидно, уже навсегда останется стандартом для отрасли. А вот коммуникации с менеджером и просмотр уже построенного объекта после снятия карантина, скорее всего, вернутся в прежний режим.

Сергей Терентьев,
директор департамента недвижимости Группы ЦДС:
– В части строительного процесса главным для нас было со­­блюдение санитарно-эпидемиологических требований. Все работники на стройплощадках были обеспечены средствами индивидуальной защиты. Хотя на первом этапе мы столкнулись с определёнными сложностями из-за дефицита СИЗов. Но удалось довольно быстро решить все организационные вопросы и ни на один день не останавливать производство. Определённые сложности возникали и с подрядчиками; они сами не понимали, имеют ли право работать. Но достаточно быстро всё пришло в норму.
Все наши офисные подразделения были оперативно переведены на удалённый режим. Наладить взаимодействие в новом формате удалось за первые две недели. В результате за апрель наш объём продаж практически не сократился. Ситуация заставила нас произвести переоценку всех внутренних процессов. Возможно, это приведёт к изменениям в работе компании. Так что пользу нужно извлекать из всего.

Иван Починщиков,
управляющий партнёр IPG.Estate:

– Полтора месяца назад мы перевели сотрудников на удалённую работу и перестроили работу в онлайн-формат. Она даже стала интенсивнее, но не хватает живого общения с коллегами. Этот период научил нас кризис-менеджменту – новые условия максимально изменили деятельность компании. Открылись возможности по оптимизации расходов и времени. В целом мы достойно справились и укрепили связи с клиентами и партнёрами: общие трудности объединяют. Но уже начинаем частично возвращаться в офис.
Из опыта «изоляции» оставим на вооружении онлайн-переговоры – это экономит время. Но, конечно, все сделки будут традиционно заключаться офлайн. Пандемия научила бороться со стрессом. Паника, свойственная всем в начале марта, перешла в новые навыки и бизнес-инструменты. Оказалось, организовать рабочие процессы можно в любых условиях и при любых вводных. А преимущество получают компании, которые умеют максимально быстро адаптироваться.

Андрей Кириллов,
директор по маркетингу и продажам корпорации «Мегалит»:

– В самоизоляции мы уже больше месяца. Этот период запомнится активной работой в меняющихся обстоятельствах, когда нужно генерировать идеи и быстро находить ответы на любые вопросы. Можно сказать, мы вместе с клиентами открыли для себя новый формат взаимодействия – сервис онлайн-сделок, который в ближайшем будущем станет неотъемлемой частью бизнеса. Все стали работать не только бесконтактно, но и оперативнее – это огромный плюс.
Кроме того, благодаря самоизоляции мы поняли, какие ответственные у нас сотрудники, как они самоотверженно готовы решать рабочие задачи. А побывав в виртуальных гостях у коллег, мы стали лучше понимать друг друга.

Анжелика Альшаева,
генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС»:

– Самое важное решение было принято больше года назад, когда мы вложились в разработку и запустили наш онлайн-магазин квартир. На тот момент мы и не предполагали, что проект будет настолько значимым. К моменту начала карантина сервис работал уже больше года, все процессы были настроены, и нам не пришлось спешно адаптироваться к новым условиям. Практически все сделки были переведены в онлайн, при этом мы ни на час не останавливали работу отдела продаж. Это существенно поддержало компанию, особенно в первую неделю ограничений, когда возможности офлайн-регистрации ДДУ в Росреестре вообще не было – только электронная. Учитывая наш опыт, могу сказать, что создание с нуля аналогичного онлайн-магазина — полностью автоматизированного, с электронным документооборотом, без необходимости пересылать бумаги курьером – занимает от трёх до шести месяцев, а с ипотекой – до года.
Возможно, сейчас из-за активного перехода экономики в цифровые форматы сроки немного сократятся. Развитие IT-сервисов идёт гораздо активнее, и это, безусловно, станет одним из положительных итогов пандемии. Мы активнее стали работать с прямыми трансляциями, онлайн-экскурсиями для клиентов в соцсетях. Из других нововведений – сервис zoom-visit – консультации в формате видеоконференции. Он будет востребован и после пандемии, в частности, у региональных клиентов или тех, кому сложно выделить время на посещение офиса. Я считаю весьма эффективным формат видеоконференций и онлайн-«круглых столов». Они позволяют экономить время на дорогу.

Альбина Ямалетдинова,
управляющий партнёр «Rusland SP Северо-Запад»:

– Мы и сейчас на самоизоляции. Не могу сказать, что для нас это была передышка: пришлось переориентироваться на работу с базами клиентов и аналитику, а также сильно оптимизировать расходы. Работа осложняется лишь тем, что многие клиенты заняли выжидательную позицию или приостановили планы развития. Я не склонна идеализировать этот период и искать в нём плюсы. По факту мы наблюдаем падение деловой активности и финансовую нестабильность во всех отраслях бизнеса. Нам повезло, поскольку у нас сильная команда, которую мы сохранили. Это и даст преимущество в будущем. 

Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:

– Губернатор Александр Беглов продлил ограничения и запреты до 31 мая, поэтому мы в экспертных организациях продолжаем соблюдать самоизоляцию и уже почти два месяца работаем удалённо. К счастью, услуги негосударственной экспертизы, как и проектирования, изначально допускали дистанционную работу. Введённый с января 2018-го электронный документооборот позволяет экспертам эффективно работать без личных встреч с заявителями и их представителями.
Мы ограничили очные контакты между собой и с нашими партнёрами. Все эксперты здоровы и продолжают удалённо работать с проектными документами. Особенное внимание мы уделяем специалистам, которые составляют основу нашей организации, но попадают в зону риска.
Пришлось пересмотреть внутренние регламенты, ввести дополнительную систему планов-отчётов. У руководителей направлений работы, конечно, прибавилось. Для нас это большой опыт, который мы сможем затем использовать для построения чётких схем взаимодействия.
Конечно, мы ощущаем воздействие сложной ситуации не только в физическом, но и в экономическом плане. Но стараемся не сокращать активность, а наоборот, идти навстречу заказчикам, вводить новые услуги. У нас есть интеллектуальные ресурсы, и мы становимся не просто экспертизой, а фактически «службой заказчика». Оказываем консалтинговые услуги, оцениваем инвестиционные риски, консультируем по вопросам снижения стоимости строительства и оптимизации проектных решений. Это позволяет быть востребованными. И уже есть результаты. После выхода из режима самоизоляции планируем развивать и усиливать инвестиционно-аналитическое направление.

Андрей Сорочинский,
председатель совета директоров ГК «Полис Групп»:

– С момента объявления нерабочих дней я перешёл на «удалёнку»; был за городом. Работа совета директоров предполагает иную степень погружённости в операционную деятельность предприятия, если сравнивать с топ-менеджерами. Совет директоров – скорее про стратегию: он утверждает определённые политики в сфере закупок и оптимизации затрат, проводит мониторинг их исполнения, а также – принимает и реализует планы развития на «верхнем» уровне: стратегические договорённости с ключевыми контрагентами и потенциальными партнёрами. Практически всё это, по крайней мере, на протяжении 1,5-2 месяцев, можно делать удалённо. 
Жизнь показала, что можно работать удалённо без снижения эффективности. Если, конечно, следовать рекомендациям медиков.
Мы в числе первых дистанционно организовали значительный объём камеральной работы, в том числе с банками и органами власти, наладили продажи в режиме онлайн. Хорошо, что власти не стали закрывать стройки. Главный урок периода ограничений: там, где можно взаимодействовать по «удалёнке», такую схему и надо использовать.
Ситуация «карантина» задаёт новые глобальные тренды. Уже понятно, что медицина и фармацевтика будут расти и получат новый импульс развития: всем хочется жить, причём подольше и здоровыми.
Часть привычек и рабочих практик уходит на второй план. Оказывается, вполне можно обойтись без частого посещения кафе; без частых переездов (по рабочим вопросам) из города в город. Сократится потребность в торговых и офисных площадях. Похоже, активнее будет развиваться формат коворкингов.
По мере снятия ограничений быстрее поднимутся те компании и бизнесы, которые смогли проявить гибкость.

Александр Шестаков,
генеральный директор Первой мебельной фабрики:

– Центральный офис большей частью работает на «удалёнке». Мебельные торговые центры и наша розничная сеть закрыты, ледовый каток «Шанс арена» тоже. Само производство функционирует в усечённом режиме: только те участки, которые невозможно остановить. Все техрегламенты на фабрике соблюдаются. Проходит ежедневный осмотр всех сотрудников, производится санитарная обработка помещений. По рознице развиваем интернет-технологии, удалённые замеры и платежи. Но при отсутствии у людей денег на приобретение мебели большого результата это не даст.

Алексей Потапов,
девелопер посёлка «Ламбери», коммерческий директор АО «Электронмаш»:

– В моём случае говорить о самоизоляции не приходится: каждый день ездил на работу. Но рабочий день был укороченным, и количество контактов ограниченным. Для меня это была передышка: время текло по-другому. И мы многое пересмотрели. Знаете, довольно трудно будет загнать людей обратно в офис! Потому что многим работа «на удалёнке» понравилась.
Мы всё это не вчера начали: последние несколько лет вкладывались в электронный документооборот, внедряли ERP-системы, переводили в «цифру» проектирование, архив, бухгалтерию… Я всё думал: когда и как это будет окупаться? И вот: переход в онлайн-режим занял у нас выходные. При том что производство и продажи не останавливались вообще. И теперь у нас такая футуристическая картина: офис пустой, никого нет, а всё делается. Раньше мы почти никого не отпускали на «удалёнку». Теперь, конечно, этот подход придётся пересматривать.
И в «Ламбери» тоже многое придётся менять. У нас рядом с въездом был запланирован торговый центр: этаж под торговлю, этаж под фитнес и т.д. Теперь говорим: «Стоп! Давайте выдохнем и подумаем: а точно ли понадобятся такие площади?» 
Потому что бизнес тоже будет меняться.
Полагаю, после кризиса быстрее других начнут подниматься небольшие, мобильные фирмы, работающие в сегменте В2В. В IT-технологиях, в фарме уже сейчас гибкие команды завалены заказами. Вырастет сегмент доставки.

Дмитрий Михалёв,
руководитель службы по работе с государственными органами СК «СПб Реновация»:

– Я был бы рад рапортовать об открытии новых горизонтов, перезагрузке и выходе на новые вершины, но по факту карантин оказался лишь катализатором процессов, которые начались примерно год назад. Видеоконференции, перевод ряда функций на аутсорсинг или «удалёнку» уже становились частью рабочих процессов.
Тем не менее ограничения заставили ещё раз задуматься о цикличности и непостоянстве трендов. Вначале казалось, что снижение спроса на квартиры будет кардинальным и надолго, сегодня оценка уже поменялась в лучшую сторону. Застройщикам – при всей инертности и консервативности отрасли – нужно учиться быстрее реагировать на меняющиеся условия.

Дмитрий Новосельцев,
председатель совета директоров «1-й Академии недвижимости»:

– Я «самоизолировался» в загородном доме, в Лебяжьем, недалеко от Рощино. В город ездил примерно раз в неделю на те встречи, которые нельзя отменить. Но компания продолжала работать: менеджеры встречались с покупателями, показывали дома в наших посёлках. Естественно, все — в средствах индивидуальной защиты, и у каждого в багажнике – несколько комплектов СИЗ для клиентов: маски, перчатки… 
В нескольких случаях договаривались о показах по скайпу, в режиме видеотрансляции. Рабочие совещания проходили в режиме видеоконференций. Строители на территориях занимались подготовкой площадок, благоустройством.
Ни в девелопменте, ни в продажах никакого спада не было. Наоборот: под давлением карантина фиксируем повышенный интерес к загородным объектам, что вполне понятно. 
Лично мне и перестраиваться не пришлось. Там получилось, что несколько лет назад в силу сложной жизненной ситуации несколько месяцев пришлось провести фактически на больничном режиме. Общался с коллегами дистанционно. С тех пор технологии ещё продвинулись, теперь такой формат воспринимается абсолютно нормально.
Из режима ограничений компании будут выходить неравномерно. Если говорить про загородный девелопмент – тяжелее будет тем, у кого большая кредитная нагрузка. Особенно если у фирмы объекты, не попадающие в госпрограммы субсидирования ставок. И лучше иметь в портфеле проекты, ориентированные на разные группы спроса. 

Марина Павлюкевич,
генеральный директор PLG:

Всей компанией перешли на удалённый режим работы в конце марта, когда технические моменты были окончательно решены, наладилась новая рутина. С самого начала приоритетом было сохранение темпов строительства. Боялись сбоев с поставками материалов, однако до сих пор всё работает в штатном режиме. Второй важный фокус – обеспечение работы отдела продаж PLG. Мы консультируем клиентов с помощью WhatsApp, Telegram, Skype, Zoom и по телефону.
Никаких пауз и перезагрузок на «помедитировать» и «переосмыслить» не было. Кризис – это время, когда интенсивность работы возрастает в разы, сюда же добавляются неизбежные технические и логистические сложности. Приходится проявлять находчивость, креативность, адаптировать сценарии, менять планы. 
С другой стороны, мы приобрели новый жизненный и профессиональный опыт, узнали больше о себе и о людях.
Сейчас наши менеджеры могут работать одинаково эффективно и в офисе, и дома. Как ни странно, «удалёнка» сделала коллектив крепче, мы чаще контактировали друг с другом, ежедневно поддерживали связь. Эту способность к самоорганизации будем поддерживать и поощрять и дальше.
Поскольку чётких правил, что можно и что нельзя, не существует, то и клиенты ведут себя по-разному. Кто-то делает всё, что не запрещено, такие граждане просятся на встречи, экскурсии по объектам. В целом изоляция работала для тех, кто хотел изолироваться.
Преимущества получат те фирмы, которые выйдут из кризиса. Те, кто не сократил присутствие в рекламных каналах, активно демонстрировал, что проект жив, вёл последовательную и прозрачную коммуникацию с рынком.

Роман Строилов,
директор по развитию, партнёр «М2Маркет»:

– Уже больше месяца живу в загородном доме, работаю удалённо. Никакой передышки. Наоборот, работать стал даже больше. Многим сотрудникам пришлось лично объяснять: какие коммуникаторы обязательно должны быть у них на телефоне, что такое Zoom, как теперь работать с клиентами и пр. 
Нужно уметь переключаться или даже отключаться от текущей рутины. Это позволяет мыслить творчески, находить нестандартные решения. К сожалению, это очень сложно реализовать в офисе.
Ничего нового мы не изобрели. Резко усилили направление онлайн-продаж, пересмотрели рекламную кампанию, IT-инфраструктуру. Пандемия ещё не закончилась, и пока не совсем ясно, как долго всем нам жить в подобных условиях.
Если говорить о строительных компаниях, все примерно в равных условиях. Зато укрепят позиции фармацевтика, медицина, любые онлайн-сервисы и логистика. 

Владимир Мечтаев,
управляющий партнёр АБ «ФРЕММ»:

– На даче, конечно, больше времени провёл, чем обычно в это время года, но и в офис всё равно приходилось ездить достаточно часто. И передышкой этот период точно не был, да и ничему новому не научился – постараюсь скорее вернуться к старым привычкам. Не ожидал, но оказалось, что ряд дел действительно можно спокойно делать удалённо, без особых потерь в качестве.
Насчёт преимущества – его будут иметь в первую очередь те компании, которые не закрывались. 

Никита Пальянов,
директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:

– С 27 марта по настоящее время все наши офисные сотрудники работают удалённо. На стройплощадке второй очереди ЖК «Георг Ландрин» работы идут в штатном режиме с соблюдением мер безопасности.
Мы изменили многие бизнес-процессы в ответ на новые реалии. Совещания перевели в Zoom, в конце марта перешли на электронную регистрацию сделок, организовали оформление электронной цифровой подписи для клиентов. А самым удачным решением стал пересмотр распределения каналов для рекламной кампании.
Ещё из позитивных моментов могу отметить новый навык – контролировать себя и команду в режиме удалённой работы.
Уже сейчас очевидно, что привычные методы скоро станут неактуальны. Общение с клиентами, переговоры с партнёрами, сделки можно перевести в онлайн без какого-либо ущерба для качества коммуникации.

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:

– Все стройки у нас работали штатно, а офисные службы – дистанционно. В разгар пандемии даже ввели в эксплуатацию очередные дома ЖК «Граф Орлов». Я самоизолировалась в загородном доме недалеко от города. Наша IT-служба организовала всем удалённый доступ к рабочему серверу, и мы практически без потери качества получали всю информацию, обрабатывали запросы, транслировали новости во внешний мир, организовывали дистанционные продажи и показы квартир. Провели несколько дистанционных сделок по продаже квартир и коммерческих помещений.
Лично я научилась довольно эффективно, как мне кажется, работать в режиме многозадачности и неопределённости. Когда горизонт планирования «полчаса», многое «теряется из виду», ты концентрируешься на самом главном на текущий и очень короткий момент и быстро это выполняешь.
Компании «Л1» 15 мая исполнилось 28 лет. Мы научились за эти годы выходить из очень разных кризисов, разумеется, и из этого выйдем с полезным опытом и навыками.

Оксана Кравцова,
генеральный директор ГК «Еврострой»:

– С конца марта мы с мужем и детьми находимся на самоизоляции в загородном доме и, соблюдая все меры предосторожности, регулярно посещаем стройплощадки, чтобы лично контролировать ход строительства и соблюдение безопасности.
Передышкой этот период назвать сложно. Он показал, насколько важно оперативно реагировать на новые вызовы. Сотрудники быстро перестроились на работу в режиме онлайн, договоры также заключались дистанционно. Можно сказать, работа не прекращалась ни на день.

Николай Антонов,
генеральный директор компании «МТЛ. Управление недвижимостью» (ГК «БестЪ»):

– Я ушёл в самоизоляцию на две недели раньше других, поскольку отметил день рождения во Франции и вернулся из Ниццы буквально последним самолётом. Передышкой эти два месяца не стали: надо было запустить только что построенный коворкинг PAGE на 5000 кв.м. Мы делали виртуальные показы, вели переговоры, заключали сделки. Всей командой научились практически без потерь переводить рабочие процессы в онлайн, начали создавать информационную среду для резидентов PAGE, сделали в социальных сетях целую серию встреч с предпринимателями. Записи выложены на youtube, стали собирать просмотры. Лично я научился общаться с собеседниками и слушателями в прямом эфире, не стесняться камеры. Главное, что понял, – ничего устойчивого в этом мире нет. «Чёрные лебеди» прилетают, когда хотят. Нет ничего более преходящего, чем цифры, планы, показатели. Преимущество получат компании, которые смогли сохранить сотрудников и человеческое лицо, а также предложить в этих обстоятельствах что-то действительно нужное. В жизнь без карантина хотелось бы взять привычку больше времени проводить с родными, лучше структурировать время для работы и отдыха.

Наталья Осетрова,
руководитель проекта Gatchina Gardens:

– В силу специфики работы «самоизолироваться» получилось ненадолго и, к сожалению, в городе. Ощутила весь дискомфорт, скучаю по паркам, недостаёт привычной активности. К счастью, несколько недель провели на природе, в Ленинградской области.
Работать пришлось интенсивнее, чем обычно. Любые изменения требуют больших энергозатрат. Нужно адаптировать рабочий процесс к новым реалиям, это и краткосрочное планирование, и долгосрочное, интеграция мер социального дистанцирования, для части сотрудников – удалённый режим… Мы впервые проходим через испытания подобного рода. И на общечеловеческом уровне тоже: изменился стиль жизни, мы прочувствовали «прелести» дистанционного образования, изменили привычный семейный уклад. Для каждого из нас это непростой период.
Я стараюсь вынести урок из каждого события. Моя жизнь тесно связана с работой, я научилась эффективнее синхронизировать процессы, задумалась о здоровье, о методах, формирующих устойчивый иммунитет. Я пересмотрела не только свой образ жизни, привычки питания, но и функции в проекте, о которых раньше не особенно задумывалась.
Сейчас ещё рано делать выводы. Однако для делового сообщества нормально в период кризиса снижать темпы и оптимизировать расходы, следить за динамикой рынка, предельно сконцентрироваться и переходить на «ручное управление».

Анастасия Заболотная,
управляющий директор сети отелей Vertical:

– Я находилась в режиме самоизоляции две недели, сразу после возвращения из Берлина. Но это не первый для меня подобный опыт: в 2013-м я жила в Гонконге, где мы порядка месяца существовали с масочным режимом и рядом запретов на посещение общественных мест. Для азиатских стран это нормальная практика. В моём окружении заболело много молодых, спортивных людей, и для некоторых последствия стали необратимы. Такой урон здоровью напоминает, что жизнь коротка.
Что касается бизнеса, стали заметны не только быстрые взлёты, но и падения. Мы смогли перестроиться, сократили расходы, научились договариваться с партнёрами и сформировали новую стратегию продаж на долгосрочный период. Оперативно изменили подход к запуску нового проекта Vertical We&I на Большом Сампсониевском проспекте. Некоторые позиции пришлось временно закрыть. Мы выиграли из-за универсальности сотрудников, поэтому выходим с минимальными потерями. К тому же мы расшерили (от англ. sharing – обмен) сотрудников на другие объекты. Оказалось, многие готовы вести несколько проектов с доплатой. Нас спасает то, что в апарт-отелях есть кухни, и это позволяет занять свою нишу. 
Отель Vertical на Московском проспекте функционирует, загрузку удалось сохранить на уровне 37–40%. Штат работает с соблюдением всех правил. Думаю, все мы станем более внимательными к санитарным требованиям и к здоровью сотрудников и гостей. Мы уже ведём журналы температур, тщательно дезинфицируем пространства. Своеобразное преимущество получат те, кто сейчас не закроется. На гостиничном рынке гораздо сложнее запустить отель с нуля, чем пережить период консервации.

Дмитрий Ефремов,
руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург»:

– Наша компания перешла на особый режим работы в марте. Строительство ЖК «Северная долина» и «Юнтолово» продолжалось по графику, с соблюдением мер предосторожности. Офисы продаж были оперативно переведены на полноценное удалённое взаимодействие с клиентами через Интернет и колл-центр, а с 13 мая уже начали приём посетителей – по предварительной записи, с использованием средств индивидуальной защиты. Адаптация к новым условиям прошла нормально. Конечно, личное общение с коллегами ничем не заменить. Но, скажем, ещё 20 лет назад, при том уровне развития технологий, такая эпидемиологическая ситуация имела бы иные последствия. Сегодня же у нас есть инструменты, которые позволяют достаточно гибко приспособиться к изменениям. Когда страна вернётся к нормальной жизни, преимущество получат компании, которые не сбились с ритма. Кроме того, важно оперативно формировать специальные предложения. Например, в условиях экономической нестабильности сложнее решиться на покупку квартиры в ипотеку. Поэтому на ряд строящихся квартир в «Северной долине» мы предложили программу со ставкой всего полпроцента на первые 12 месяцев, затем – со ставкой 6,5% по ипотеке с господдержкой.

Светлана Пронина,
региональный операционный директор Colliers International:

– Наша компания отправила большую часть сотрудников на «удалёнку» примерно 17-18 марта. Выработали чёткие правила. Так что к моменту объявления режима нерабочих дней у нас уже была отлаженная система. Учитывая, что в Москве и Петербурге режим ограничительных мер не снят, такой режим продолжается, хотя всё больше сотрудников «наездами» бывают в офисе, отчасти по необходимости, отчасти потому, что уже нет сил находиться дома. Естественно, все соблюдают предписанные меры предосторожности.
Первые полтора месяца (с середины марта до конца апреля) запомнились 12-14-часовой работой семь дней в неделю. Только к майским праздникам темп немного снизился, появилась возможность почти отдыхать в «официальные» выходные, ограничиваясь двумя-тремя «видеоколлами» и десятком электронных писем.
В современном мире с развитыми ИТ-технологиями удалённая работа может быть очень эффективной. Все убедились в этом на практике. Безусловно, изменилось отношение к офисному пространству. Ещё вчера все считали важным стационарное рабочее место, желательно у окна, а ещё лучше отдельный кабинет. Теперь мы ограничиваемся смартфоном и ноутбуком, а офис нам нужен, чтобы приехать распечатать документы или провести встречу. Ну и пообщаться с коллегами, конечно. 
Выход из «зоны комфорта» способствовал свежему взгляду на сложившиеся процессы, породил массу новых креативных идей.

Геннадий Щербина,
президент Группы «Эталон»:

– Минувшие полтора месяца запомнятся новыми вызовами. Нужно было перевести сотрудников офиса на удалённый режим работы, который мы сохраняем и сегодня, обеспечить выполнение строительных работ по графику и с соблюдением всех рекомендаций властей. Организовать дистанционные продажи. Всё это было оперативно сделано.
Как федеральная компания мы использовали разные подходы в зависимости от региона присутствия. Так, в Москве временно приостановили стройки, сейчас оперативно возобновляем работы. Это стало возможным благодаря заранее сформированному резерву стройматериалов. Кроме того, мы оставили на площадках всю необходимую строительную технику, поэтому рассчитываем на быстрое восстановление темпов.
Режим самоизоляции стал катализатором для внедрения digital-решений. Группа «Эталон» одной из первых предоставила клиентам возможность бронировать и приобретать квартиры онлайн, наши менеджеры стали проводить онлайн-туры по объектам. С учётом того, что порядка 30% наших клиентов – покупатели из других регионов РФ, эти инструменты будут востребованы и после снятия ограничительных мер. Оперативно перестроились и наши банки-партнёры, переведя в онлайн множество процессов. Эти шаги позволили упростить и даже ускорить процедуру оформления сделки, а утверждение госпрограммы субсидирования ипотеки способно поддержать спрос в непростой для жителей страны период.
Апрель показал, что технологичные компании адаптировались к новым условиям быстрее. Именно они смогут выйти из карантина с минимальными потерями. 

Валерия Малышева,
генеральный директор АО «Ленстройтрест»:

– Офисные сотрудники компании перешли на удалённую работу в середине марта, еще до официального объявления «нерабочих» дней. Совершенно точно не могу назвать этот период передышкой, напротив: мы интенсивно работали, искали новые решения. Главный ресурс для преодоления любого кризиса – это люди, которые способны вовремя мобилизоваться и подстроиться под новые реалии.
Что мы важного поняли про бизнес и жизнь? Мысль, конечно, не новая, но сегодня о ней должны помнить все: никакой бизнес не может быть дороже и важнее человеческой жизни. Это – главное. Поняли, что часть совещаний можно и дальше эффективно проводить в дистанционном режиме, в формате zoom-конференций. Но некоторые из них все равно требуют реальных встреч. Например, обсуждение архитектурных концепций и перспектив развития проектов требует присутствия людей с их энергетикой, в одном месте, требует творческих споров и порывов. В онлайн режиме подобное выглядит скучным и обычным.
Самоизоляция и необходимость работать дистанционно утвердила нас во мнении, что людям необходимы комфортные рабочие места рядом с домом. Совместно с одним известным шведским архитектурным бюро мы уже некоторое время прорабатываем идею организации коворкингов в коммерческих помещениях наших кварталов. Убеждаемся, что коворкинги – нужный и важный продукт. И он однозначно будет востребован.

Филипп Грибанов,
представитель Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге:

– Передышкой это время назвать сложно. Мы работали ещё больше и насыщеннее, что связано как с переформатированием в режим онлайн, так и с необходимостью поддерживать темп работ на наших объектах. Значительное время уделяли подготовке к реализации важных для города проектов. Некоторые из них мы анонсировали ранее. Это воссоздание колокольни Смольного монастыря и церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной. Другие объявим в ближайшее время, по ним ведётся сбор исходных данных.
Последние годы многие организации переходили на электронный документооборот, сотрудников переводили на «удалёнку» и т.д. В итоге наибольшую эффективность показывают компании, которые быстро смогли перестроиться и адаптироваться к новой реальности. Безусловно, современные технологии позволяют очень многие вопросы решать не выходя из дома, и это прекрасная практика, которая экономит время. Но, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», и эту роскошь не заменят никакие технологии.