Все пути ведут в школу: она должна стать центром притяжения жилого микрорайона
Школа может и должна стать центром притяжения жилого микрорайона, считают в объединении «Строительный трест». Именно с этой позиции компания подходила к проектированию школы в ЖК NEWПИТЕР в поселке Новоселье. Это будет не просто образовательное учреждение, а общественное пространство для всех жителей.
Современные школы — не только место, где ваших чад натаскивают на ОГЭ и ЕГЭ. Сегодня школа — полноценное общественное пространство, в котором дети проводят большую часть дня, получая не только знания, но и новые впечатления, знакомства, общение, где происходит их интеллектуальное, физическое, эстетическое, нравственное развитие.
Изменились и подходы к образовательному процессу: он стал более интерактивным, гибким, реагирующим на внешние изменения. Это значит, что и пространство, в котором происходит обучение, должно быть не таким, как 20 или 50 лет назад, считают в «Строительном тресте».
Новый подход к проектированию школ компания воплотила в жилом квартале NEWПИТЕР в поселке Новоселье, где начала строительство общеобразовательной школы на 1300 учеников. Ее концепцию разрабатывали специалисты архитектурной мастерской Atrium совместно с экспертами Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», проектного бюро «БалтИнвест-Проект» и студии дизайна интерьеров Designic.
Обучающий трансформер
Школа в Новоселье воплощает идею многофункциональности пространства: в центре главного здания — атриум, который играет роль актового и кинозала, а также центрального холла, театра, лектория, конференц-зала, коворкинга. При необходимости он может превращаться в зал на 500 мест или две аудитории меньшего размера. Атриум идеален для выставок и перфомансов. Через него в помещение проникает много естественного света.
«Мы отказались от классического школьного актового зала, пространство которого используется в лучшем случае несколько раз в год. Его роль выполняет многофункциональный светлый атриум, пронизывающий четыре этажа. В качестве посадочных мест выступают амфитеатры на первом и втором этажах», — рассказывает Анзор Берсиров, заместитель генерального директора объединения «Строительный трест».
От центральной части здания с атриумом лучами расходятся в стороны учебные корпуса для начальной, средней и старшей школы. В каждый предусмотрен отдельный вход, но все корпуса сообщаются с центральной частью, где расположена зона ожидания для родителей. Кстати, там они могут провести время в кафе, пока дети собираются, чтобы идти домой.
«Здание имеет форму звезды. Такая структура напоминает городскую среду, где есть улицы и центральная площадь», — комментирует Анзор Берсиров.
На улице рядом со школьными корпусами разместятся спортивные и игровые площадки, тренажеры, открытый амфитеатр, учебный огород.
Значительная часть жизни семьи так или иначе вращается вокруг школы. Команда, которая работала над проектом в Новоселье, решила сделать школу неким объединяющим людей пространством. Для этого в составе образовательного комплекса предусмотрен спортивно-досуговый кластер, доступ в который открыт не только для детей и их родителей, но и для всех жителей поселка. Это отдельное здание с собственным гардеробом, зоной ресепшн, охраной. Здесь оборудуют творческие мастерские для занятий кулинарией, робототехникой, моделированием и пр. Посещать их смогут и дети, и взрослые. Здесь также расположены бассейн, спортзалы, которыми будут пользоваться жители Новоселья.
«Школа обычно слабо встроена в инфраструктуру района. В нее можно отвести ребенка и забрать его к определенному времени, но частью городской среды такое здание не становится. Очевидно, что основную роль тут играет безопасность, но достичь ее можно, не только огородив школу высоким забором и запретив вход посторонним», — уверен Анзор Берсиров.
Среда формирует детей
Эффективность основной функции школы — образовательной — зависит от того, насколько комфортно дети чувствуют себя в школе, считают в «Строительном тресте». Поэтому задача девелопера — предусмотреть такие объемно-планировочные решения, отделочные материалы, мебель и цветовую палитру, которые бы способствовали формированию положительных эмоций, а не отталкивали ребят от школы. Чтобы им хотелось проводить время в просторных учебных классах, спортивных залах, посещать внеурочные занятия.
В школе нужны помещения разного типа: не только для массовых мероприятий и уроков, но и для занятий малыми группами, а также индивидуальных. У ребенка должна быть возможность уединиться, например, для подготовки к уроку или важному мероприятию. Многим детям сложно сосредоточиться, когда вокруг отвлекающие факторы, говорят в центре «Точка ПСИ». Традиционная школа, изначально ориентированная на коллективный подход, этого не учитывает.
«Молодых людей формируют не только родители и система образования, но и среда, в которой они живут и учатся. И здесь на первый план выходит социальная ответственность застройщика: он должен создать все необходимые условия для личного и творческого роста подрастающего поколения. Мы убеждены, что архитектура образовательных учреждений должна быть максимально передовой, продуманной и правильной. Этот подход реализуется во всех наших социальных объектах», — резюмирует Анзор Берсиров.
Первая школа в ЖК NEWПИТЕР, рассчитанная на 550 мест, была построена еще в 2020 году. Она признана лучшим социальным объектом Ленинградской области по версии конкурса Областного союза строительных организаций. Новое образовательное учреждение планируется ввести в эксплуатацию и передать муниципалитету в 2027 году.
«Роль девелопера в современном образовательном процессе очень велика. Мы не просто строим здания, в которых разместится какое-то количество учебных классов. Наша задача — предусмотреть логистику, безопасность, варианты использования помещений и предложить их тем, кто будет управлять образовательным учреждением. Но это дорога с двусторонним движением. Если образовательные органы поддерживают инициативы девелоперов, то все реализуемо.
Нужно по-новому взглянуть на составляющие образовательного учреждения, чтобы по максимуму задействовать их функционал. А это необходимо делать именно на стадии проектирования и строительства.
Например, спортивный блок — это жемчужина любой школы. Но после того, как заканчиваются уроки, им никто не пользуется. Это неправильно, потому что на его создание тратится много денег и сил. А людям нужен спорт. Поэтому мы должны предусмотреть возможность использования школьного стадиона не только для школьников.
То же касается и творческих мастерских. Мы предусмотрели такую логистику, чтобы жители квартала могли пользоваться этим кластером, не попадая в основные помещения школы. Так мы обеспечиваем безопасность учащихся.
Зоны ожидания для родителей — это тоже элемент, который требует специальной проработки. Мы сделали комфортное пространство с кафетерием.»