НАШ ЦИТАТНИК: «Сегодня особенно важно иметь здравый взгляд на нынешний сюрреализм рынка недвижимости...» Олег Репченко

17 июля, 20:35

ВСМ получит финансирование под строгим наблюдением

Сегодня в 14:36

Бюджет проекта защищают субординированные депозиты и синдицированные кредиты. Правительство России утвердило четкий порядок контроля и мониторинга средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые выделяются на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург.

Фото: NSP

Документ, размещенный на федеральном портале нормативной информации, устанавливает постоянный контроль за переводом ресурсов, их целевым использованием и соответствием плановым показателям проекта, включая сбор и анализ отклонений фактических значений от запланированных.

Участие в мониторинге принимают Росжелдор, Минэкономразвития, Минфин и банки, получившие субординированные депозиты, пишет РИА «Новости».

Средства от ФНБ будут аккумулироваться через субординированные депозиты банков-синдикатов и направляться на финансирование проекта. Так, в мае 2025 года Минфин уже зачислил 300 млрд рублей: 94,2 млрд рублей в Сбербанк, 93,2 млрд. рублей в ВТБ, 83,1 млрд рублей в Газпромбанк и 29,6 млрд рублей в Совкомбанк. 

Особый акцент сделан на двуэтапной финансовой модели: сначала средства размещаются на депозиты, затем — выдаются концессионеру «ВСМ Две столицы» траншами в рамках синдицированного кредита.

Эксперты, такие как первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин, приветствуют «депозитную схему», которая повышает капитал банков и снижает проектные риски государства. По его словам, разработка механизма мониторинга потребовала координации Минфина, Минэкономразвития и Минтранса, а также обновления нормативной базы.

Постановление также корректирует правила управления ФНБ: уточнены сроки размещения средств на депозиты (до 25 лет вместо 30) и изъяты валютные операции — теперь все транзакции осуществляются в рублях. НДС на перевозки по ВСМ будет обнулен в период с 2028 по 2065 год — это дополнительный стимул для реализации проекта.

Направление трассы проходит через шесть субъектов: Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области, конечной точкой станет Санкт-Петербург. Начало строительства запланировано на середину 2025 года, сдача — в 2028 году. Маршрут сократит время в пути до 2 часов 15 минут, и станет первой в России линией для электрифицированного движения на скорости 200‑400 км/ч.