НАШ ЦИТАТНИК: «Мы считаем, мораторий на неустойки, продленный властями до конца года, лишь усугубил ситуацию. Такая антикризисная мера поддерживает финансово неустойчивых застройщиков, снижает их дисциплину и оставляет дольщиков без действенных рычагов влияния...» Евгений Бескровный

7 октября, 14:42

«Звезды» обязывают: апарт-отели как продукт постепенно сближаются с классическими гостиницами

Сегодня в 12:44

Обязательная классификация теперь предъявляет к апартаментам те же требования по «звездности», что и к обычным отелям. Наличие в сервисных апарт-комплексах инфраструктуры определенного состава (и уровня) переходит в разряд необходимых опций. Мы предложили участникам рынка порассуждать о пространствах и сервисах «за порогом» типовых юнитов.

Стоит ли сервисным апарт-отелям «копировать» гостиничный набор? Или нужно учитывать специфику формата и дополнительные опции, а от каких-то, наоборот, отказаться?

В структуре доходов классической гостиницы выручка от сдачи номерного фонда, как правило, не сильно превышает 50%. Остальные деньги приносят рестораны и бары, услуги по организации конференций и банкетов, спа, арендаторы и пр. А как распределяются эти доли в действующих апарт-комплексах и какая пропорция закладывается в будущие проекты? В гостинице получателем доходов от сопутствующих видов деятельности является владелец отеля, а как обстоят дела в апартаментах, где собственников множество?

Какие объекты инфраструктуры наиболее востребованы и какие необычные сервисы появляются в апартах? Учитывают ли управляющие внешний спрос и насколько активно продвигают свои услуги среди горожан?

Как влияет на состав инфраструктуры локация апарт-отеля, его уровень и преобладающая бизнес-модель (краткосрок или долгосрок)?

Евгения Мироненко,  
генеральный директор компании RBI PM (входит в Группу RBI):   
— Петербургский сегмент апарт-отелей меняет философию: от продукта для инвестора к продукту для гостя. Действительно, налицо сближение с классическими гостиницами с точки зрения комфорта и сервиса.  
Первые проекты были зачастую ориентированы на создание «метража» с гарантированной доходностью, минимумом инфраструктуры, формальным сервисом и не проходили гостиничную классификацию. Современный классификационный стандарт ставит апарт-отели в один ряд с гостиницами. Это обязательные требования к пожарной и технической безопасности, отдельным входам, инженерным системам, перечню услуг и уровню сервиса. «Минимальная модель для инвестора» уже не работает, без инфраструктуры и сервиса невозможно пройти классификацию.  

ARTSTUDIO M103. Фото: RBI
ARTSTUDIO M103. Фото: RBI

В результате изменился баланс интересов инвестора и гостя. Инвестор хочет простую доходность, но новые требования поднимают себестоимость проекта. Гость требует удобства и безопасности — и классификация закрепляет это как норму. Сегодняшний продукт апарт-отеля обеспечивает новый баланс: инвестор получает гарантию, что проект отвечает закону и конкурентоспособен, а гость — качество, которое нельзя «обойти». Чтобы классифицировать объект на три или четыре «звезды», нужны ресепшн, F&B-зона (ресторан, кафе или бар), сервисы. Это представляется дополнительными затратами при создании продукта, но фактически повышает ADR и продлевает жизненный цикл проекта. 
Соответственно меняется и роль управляющей компании. Она сегодня отвечает не только за доходность, но и за поддержание соответствия классификации, контроль стандартов обслуживания, обучение персонала, ведение документации для проверок, адаптацию продукта под «звездные» требования. Побеждать на рынке будут проекты, где комфорт гостя «встроен» в экономику. Философия сегмента апарт-отелей меняется не потому, что так захотели управляющие компании, а потому что новые правила рынка сделали ее обязательной. 
Что касается опций, не обязательных с точки зрения классификации, это предмет тщательного изучения. С одной стороны, вокруг них можно построить всю маркетинговую концепцию проекта, они создают уникальное «лицо» апарт-отеля. С другой — важно не создавать «лишней» инфраструктуры, обслуживание которой скажется на затратах собственников.  
Конечно, такие ключевые параметры, как удобная локация и комфорт в номере (качественная мебель, удобная планировка), всегда будут на первом месте для гостей. Сюда же можно отнести доступ к базовым сервисам: уборка, прачечная, ресепшн с круглосуточным обслуживанием. Но особенность «инфраструктурной» составляющей в том, что она становится все более важным конкурентным преимуществом — будь то наличие условий для работы (коворкинг, лаундж-зона, рабочая зона в номере, быстрый интернет) или возможности для отдыха и питания (лобби-бар, фитнес, спа). 


Варвара Довгалюк
операционный директор «МТЛ-Апарт»:
 
— Многие гостиничные услуги — такие как завтраки, room-сервис, заказ такси и другие — сегодня активно предлагаются в апарт-отелях. Это значительно повышает их конкурентоспособность на рынке, в том числе по сравнению с традиционными отелями. 
В апарт-отелях доля дохода от дополнительных услуг, как правило, значительно ниже, чем в традиционных гостиницах. Это связано с тем, что коммерческие помещения в комплексе часто принадлежат сторонним собственникам и заняты независимыми бизнесами. Апарт-отель взаимодействует с ними преимущественно по агентским договорам, которые приносят лишь небольшую комиссию и, соответственно, формируют скромный вклад в общий бюджет. 
Наша ключевая фокусировка — на работе непосредственно с гостем. В числе наших отличительных особенностей — формат pet-friendly: мы рады принимать гостей с домашними животными и предоставляем для этого все необходимое. 
Кроме того, в наших апарт-отелях есть специально оборудованные апартаменты для маломобильных групп населения, что подчеркивает инклюзивность. 
Как правило, апарт-отели гибко сочетают краткосрочную и долгосрочную аренду в зависимости от сезона и рыночного спроса. При этом набор предоставляемых сервисов остается в целом стандартным. Он ориентирован на универсальные потребности гостей, независимо от длительности проживания. 
Соответственно, актуальность и востребованность тех или иных услуг чаще определяется сезонностью (например, трансферы и экскурсии летом, уютные лаунжи и доставка еды зимой), а не форматом аренды как таковым. 


Кирилл Кудинов
основатель инвестиционно-строительной компании Inreit и сети апарт-отелей Port Comfort:
 
— Классическая модель гостиницы включает в себя ресторан, спа и другие зоны в составе инфраструктуры отеля. Мы работаем в сегменте редевелопмента, то есть перепрофилируем под апарт-отели действующие здания. Чаще всего там уже есть отдельные заведения, арендующие помещения. Так что наша УК Port PM обеспечивает гостям доступ к общественному питанию и другим услугам путем коллабораций с действующими арендаторами. При этом разновидность точки общепита в конечном счете определяет гостиничную категорию нашего объекта. Если в здании работает только кафе, отель получит три «звезды», если ресторан — четыре. Разумеется, на «звездность» влияют и другие критерии, но этот остается одним из ключевых. 
Последние несколько лет можно наблюдать, что открывающиеся в мегаполисах традиционные отели все активнее копируют модель апарт-комплексов: часть номерного фонда заранее выделяют под долгосрочную аренду; номера по возможности оснащают кухонными зонами; вводят дополнительные услуги, которые давно пользуются популярностью среди гостей апартаментов. 
Отельеры понимают, что в условиях развития внутреннего туризма сервисные апартаменты с каждым годом забирают у них клиентов, поскольку больше отвечают потребностям российских путешественников. Проживание в апарт-отелях удобнее и экономичнее благодаря более демократичным ставкам и наличию кухонь. Кроме того, набор услуг в апарт-отелях, как правило, шире: там есть возможность арендовать дополнительное спальное место в номере для пришлого гостя, попросить детскую кроватку для ребенка, остановиться с домашними питомцами и так далее. 
Статистика Ростуризма и региональных администраций подтверждает растущий с каждым годом в стране тренд на деловой туризм. Его доля в общем объеме путешествий увеличивается. И гостиничной сфере нельзя игнорировать этот факт. Отельеры должны адаптировать функционал под потребности современных bleisure-туристов. Проблема в том, что классические гостиницы до сих пор традиционно воспринимаются как места для отдыха и зачастую не в состоянии организовать постояльцам условий для работы. Кроме того, многие классические гостиницы создаются в рамках уже существующих мировых сетей со своей устоявшейся концепцией. Как следствие, не в каждом отеле сегодня можно увидеть обособленную рабочую зону в номере. Не говоря уже об элементах инфраструктуры для корпоративного туризма: конференц-залах, переговорных и коворкингов. 
Апарт-отели и бутик-отели, как наиболее гибкие гостиничные форматы, гораздо лучше адаптируются к новым реалиям. В частности, моя компания уже в этом году откроет первый в Петербурге апарт-отель с концепцией bleisure travel. 
Локация апарт-отеля — один из ключевых факторов, который должен определять состав его инфраструктуры. Большинство петербургских апарт-отелей открывается в спальных районах, где редко останавливаются туристы. Такие объекты рассчитаны преимущественно на сдачу номерного фонда в долгосрок постоянным арендаторам. Этот формат близок к псевдожилью. И коль скоро люди пребывают в таких комплексах месяцами и годами, им необходимо обеспечивать сопутствующую инфраструктуру для удобства проживания. Кроме того, элементы инфраструктуры для подобных объектов — важный аспект в конкурентной борьбе.  
Если объект расположен в деловом районе, его инфраструктура должна включать элементы для обслуживания потребностей корпоративных клиентов. Поэтому наш апарт-отель на Херсонской, 39 и получил концепцию bleisure. Другой наш апарт-отель сегодня строится в центре Выборга, где, в частности, ощущается острая нехватка качественных спа-комплексов. Поэтому мы оснастим свой объект современной и полноценной зоной спа.  


Мария Дергак,  
коммерческий директор сети апарт-отелей YES:   
— Cервис современного апарт-отеля сегодня практически не отличается от гостиничного, предлагая тот же уровень чистоты, безопасности и надежности, однако обладает рядом ключевых конкурентных преимуществ. Гость апартаментов получает не просто номер, а приватное жизненное пространство с полноценной кухонной зоной. Кроме того, именно апарт-отели успешно формируют комьюнити-сообщество для длительных деловых поездок, предлагая не просто временное проживание, а среду для работы и общения. Таким образом, мы не копируем, а переосмысляем гостиничный сервис, предлагая рынку более гибкий продукт, где гость остается не просто клиентом, а резидентом, со своими привычками и предпочтениями. 

YES Technopark
YES Technopark. Фото: YES

Наиболее востребованной инфраструктурой в наших комплексах являются многофункциональные общественные пространства. Это прежде всего совмещенные лобби-зоны, где гости могут работать, проводить неформальные встречи или просто отдыхать, это коворкинги, обеспечивающие непрерывность рабочего процесса, фитнес-зоны с современным оборудованием и ресторанные дворики с качественным фуд-холлом. Мы принципиально не делаем ставку исключительно на внутренний спрос, наша стратегия — это создание открытых городских хабов. Таким образом, мы активно продвигаем услуги среди внешней аудитории, трансформируя апарт-отель из места временного проживания в полноценную точку на карте городской жизни, что повышает ликвидность недвижимости и укрепляет бренд. 
При этом мы целенаправленно выстраиваем долгосрочные отношения с каждым гостем через гибкую программу лояльности YES PASS, специальные акции для резидентов, а также партнерские программы и коллаборации с локальными брендами.  


Светлана Кузьменко,  
руководитель проекта «Лайф Апарт Октябрьская»: 

— Мы долго сомневались, что построить на участке — «сервисные апартаменты» попроще или отель 4*? Строить гостиницу гораздо дороже и сложнее, чем продать недорогие студии по 15–20 кв. м. Но портить такое красивое место дешевым исполнением не поднялась рука, а встав на эти рельсы, мы едем по проложенному маршруту, набор требуемой инфраструктуры продиктован требованиями классификации.  
В нашей локации огромный дефицит общественного питания, мы восполняем его за счет внутреннего ресурса. Создаем два ресторана внутри отеля, строим крытую террасу для увеличения посадочных мест. 
Если проект рассчитан на проживание собственников и долгосрочную аренду, строить полноценный отель — расточительство, себестоимость гостиничной недвижимости гораздо выше. Жестче требования к качеству стройматериалов, инженерным системам, больше доля непродаваемых площадей. 
Для «долгосрока» достаточно встроенных коммерческих помещений, которые охотно раскупают или арендуют сетевые маркеты. Необходим стандартный набор, которым сейчас снабжены почти все жилые комплексы. 
Отель, работающий на обслуживании турпотока, это требования к акустическому комфорту гостей, безбарьерная среда, меры пожарной безопасности на порядок сложнее. Не менее 10% номерного фонда должны быть оборудованы для проживания маломобильных гостей. В здании нужна раздельная логистика для гостей и персонала, помещения для персонала (с раздевалками, санузлами, комнатой отдыха). 

Фото: пресс-служба «Лайф Апарт Октябрьская»

Особые требования для обслуживания организованных туристических групп — стоянка для автобуса на территории отеля, достаточное количество посадочных мест, чтобы одновременно накормить завтраком 60 человек, туалетные комнаты в общественных зонах. Если эти сервисы не предусмотрены на уровне проектных решений, пристроить их на этапе эксплуатации практически невозможно.  
Так что создать «трансформер» — сегодня жилье, завтра отель — нереально. Это разные продукты, они проектируются, строятся, оборудуются и эксплуатируются по-разному. И монетизируются тоже. 
Стоит еще раз напомнить, что никаких иных апарт-отелей в правовом пространстве РФ, кроме гостиниц с номерным фондом только высшей категории — студий от 25 кв. м и апартаментов от 40 кв. м — не существует. Если мы говорим об настоящих апарт-отелях, то никакое «копирование» здесь неуместно, это и есть гостиница. Есть четкий список требований — Постановление Правительства РФ № 1951 от 27.12.2024, это закон. 
В проекте «Лайф Апарт Октябрьская» (ЛАО) собственником всех инфраструктурных помещений остается девелопер, мы их не продаем. Только так можно гарантировать целевое использование помещений и набор требуемых для отеля 4* сервисов. Инвесторы приобретают номерной фонд и зарабатывают на проживании, мы зарабатываем на ресторане, конференц-пространствах, переговорных, обслуживаемой кровле с бассейном. Мы с инвесторами работаем в партнерстве — без сервисов номерной фонд не будет заполняться на 80% в среднем по году, туристам нужно предложить нечто большее, чем услугу «переночевать». А нам некого будет кормить и развлекать, если гости не заселятся в отель. 
В апарт-отеле гость может регулировать стоимость ночи — можно забронировать «только проживание», можно «проживание и завтрак», «полупансион», «полный пансион», отдельно оплатить посещение бассейна, спа-комплекса, арендовать переговорную или банкетный зал. Так проще распределять финансовые потоки и регулировать тайминг в сервисных зонах. 
Фишка отеля ЛАО — бассейн на крыше. Это дорогая игрушка, и в производстве, и в эксплуатации, но такая точка аттракции обеспечит нам высокий спрос в межсезонье, когда большая часть отелей в СПб пустеет, а «сервисные апартаменты» переходят на долгосрочную аренду.  


Раиль Муфазданов
управляющий директор Vertical Hotels: 

— Отель — это не магазин, где проходимость можно посмотреть уже в первые дни работы. Отелю необходимо время для «раскачки» своей локации. Конечно же, если гостей привлекают не только комфортные номера, но и иные услуги, которые предоставляет профессиональный отельный оператор, такие объекты сокращают «выход» на объект и узнаваемость бренда. 
В случае, если все номера в апарт-отеле находятся под централизованным управлением, а также рестораны, бары, спа-комплекс, MICE, то для успешной классификации апарт-отелю нужен определенный набор услуг. В текущих реалиях девелоперы больше ориентированы на поиск профессиональных операторов для обслуживания такого рода сервисов. Управляющие компании отвечают за доходность инвесторов, а она невозможна без высокой загрузки, которую и обеспечивают концепция и различные услуги.  
В апарт-отеле доход от ресторана, спа и прочего делится между инвесторами пропорционально квадратным метрам, находящимся в собственности. Здесь все ориентировано на программу доходности, которая была предложена отельным оператором. 
Апарт-отели Vertical классифицируются как гостиницы со «звездностью», нашим гостям доступна вся инфраструктура отеля. Бронируя номер в апарт-отеле 4*, гость точно понимает, какой сервис он получит — румсервис, круглосуточный бар или ресторан.  


Константин Сторожев,  
генеральный директор УК VALO Hospitality, председатель экспертного совета РГУД по апарт-отелям и сервисным апартаментам: 

— Сервисные апарт-отели сегодня выступают полноценной альтернативой классическим гостиницам и прекрасно конкурируют с арендой квартир. В VALO Hotel City, например, долгосрочная аренда юнита обходится в среднем в 55 тысяч рублей в месяц, тогда как на рынке однокомнатных квартир Петербурга ставка варьируется от 40 до 48 тысяч рублей. Арендаторы готовы платить за преимущества: грамотное управление, развитую инфраструктуру, гостиничный сервис и отсутствие бытовых хлопот. Поэтому гостиничные функции — это базовый стандарт, а не опция. При этом специфика апарт-отеля позволяет дополнить их более гибкими сервисами, востребованными у постоянных резидентов. 
В городе отелей VALO Hotel City особым спросом пользуется wellness-зона с бассейном, тренажерным залом, зоной для кардиотренировок, залом для аэробики, спа и саунами. Не менее востребованы и рестораны, кафе, пекарни, круглосуточные маркеты, VR-залы, салоны красоты. Эти объекты ориентированы не только на гостей комплекса, но и на жителей города, что повышает устойчивость бизнес-модели.  

Апарт-отель VALO. Фото: VALO Hospitality

Коворкинги и авторские рестораны становятся неотъемлемой частью продукта в апарт-отелях бизнес- и премиум-класса. В массовых проектах, как правило, достаточно просторного лобби с зонами для работы и кафе. В любом случае всегда нужно анализировать рынок: апарт-отель должен быть готов трансформировать пространство под меняющийся спрос. 
Визитной карточкой проекта также могут стать необычные опции. В VALO Hotel City, например, работает инновационный центр восстановления здоровья Revyou, предлагающий капсулы сна, водородную терапию и экзотерапию. Востребованность подтверждает спрос со стороны гостей и жителей города, которые приобретают сертификаты на процедуры.  
Локация и позиционирование апарт-отеля напрямую формируют набор сервисов. В центре города приоритет — рестораны и пространства для деловых встреч. В спальных районах — wellness-зоны, супермаркеты и детская инфраструктура.  
На инфраструктуру также влияет длительность размещения. Если комплекс ориентирован на краткосрочную аренду, ставка делается на гостиничные функции: ресепшн, уборка, питание, конференц-залы. В долгосрочных проектах на первый план выходят wellness-зоны, продуктовые магазины, прачечные и сервисы «у дома». Оптимальная модель — комбинированная: возможность закрыть потребности и краткосрочного гостя, и постоянного резидента. Это обеспечивает стабильную загрузку и диверсифицированный доход. 


Дмитрий Шеремета
руководитель управляющей компании Well:  

— Формат сервисных апартаментов предусматривает варианты среднесрочной и долгосрочной аренды, что влияет на комплектацию апартаментов для комфортного длительного проживания. Прачечная самообслуживания, пункты выдачи маркетплейсов, возможность в любое время купить продукты или позаниматься фитнесом — это востребованная реальность. Помимо гостиничных сервисов, гости интересуются камерами хранения, возможностью проживать с питомцами, арендовать офисные помещения.  
На примере апарт-отеля Well Обводный мы стараемся принести максимальную доходность собственникам с учетом котлового метода. Управляющая компания получает средства от аренды. Если это помещение считается местом общего пользования, например, реклама в лифте, средства накапливаются на ремонтные работы комплекса.  
Услуги апарт-отеля и комплекса рассчитаны не только на арендаторов и гостей отеля. Это могут быть и жители соседнего ЖК, и в целом горожане. Посещаемость объекта не арендаторами достаточно высокая. 
Апарт-отель Well Обводный предусматривает обширную инфраструктуру, включая ресторан Koza Well от известного оператора, коворкинг, уютное лобби отеля и переговорные для встреч и работы. На территории объекта расположена также студия для записи подкастов, которая тоже пользуется большим спросом. 
Дополнительные услуги и легкость их получения влияют на потенциального гостя при выборе объекта для проживания. Мы уже расширяем спектр сервисов для гостей и упрощаем способы их получения и скорость оплаты.   


Елена Соловьева
директор по продажам TIBRGROUP (девелопер апарт-отеля Alba del Mare в Крыму):
 
— Сближение апарт-отелей с классическим гостиничным продуктом наиболее ярко видно на примере курортных апартаментов. Однако мы считаем, что механическое копирование гостиничного набора услуг не всегда оправдано. У апарт-отеля своя специфика: у гостей и владельцев недвижимости в таких проектах выше запрос на приватность и гибкость сервиса, рациональнее комбинировать обязательные элементы инфраструктуры с опциями, которые отвечают образу жизни резидентов. 
В структуре доходов апарт-комплексов баланс отличается от классических гостиниц. У отелей около половины выручки формирует номерной фонд, у апарт-отелей доля от аренды юнитов значительно выше, а рестораны, wellness и сервисы играют роль скорее дополнительного источника прибыли и инструмента повышения лояльности.  

Alba del Mare
Апарт-отель Alba del Mare. Фото: «СЗ Про-Сервис»

Состав инфраструктуры всегда определяется уровнем объекта и его локацией. В курортных проектах акцент смещается на wellness, бассейны и гастрономию; в городских — на общественные пространства, сервисы для работы и общения. Таким образом, апарт-отель будущего — это не «гибрид гостиницы», а самостоятельный формат, который умеет сочетать стандарты классификации с уникальными сценариями жизни и отдыха владельцев апартаментов. 
В нашем случае, так как речь идет о курортных апартаментах на побережье Крыма, наибольший интерес вызывает зона отдыха с бассейнами и ресторан. В будущем в составе второй очереди также планируется открытие торгового центра. Мы изначально ориентировались не только на гостей и владельцев апартаментов, но и на внешний спрос.  
Коворкинги мы считаем перспективными опциями. Долгие отпуска или длительное проживание меняют поведение гостей: важно иметь пространство для работы. Просторного лобби и стандартного кафе в таких условиях уже недостаточно. В нашем объекте полноценным рабочим местом в летний сезон может служить собственная просторная терраса.  


Дарья Сазонова
директор по маркетингу PLG:  

— Когда апарт-отели только зарождались как формат, многие воспринимали их как «квартиры с гостиничным уклоном». Сначала инфраструктура и сервисы выступали скорее конкурентными преимуществами. Но сейчас они стали обязательными пунктами — по мере оформления законодательной базы, после обязательной классификации и требований к «звездности».  
При этом апарт-комплексы не должны полностью копировать классический гостиничный опыт — нужно сохранять свою специфику «место для жизни + богатство сервисов». Практика показывает эффективность гибрида: берем элементы, усиливающие ценность формата апартаментов, но без избыточности. 
Базовые гостиничные опции — ресепшн, безопасность, уборка, обслуживание номеров — обязательны. Клиент ждет этого от апартаментов, иначе он может и квартиру снять. Ресторан в комплексе тоже необходим: это важный элемент комфорта, который напрямую влияет на восприятие уровня объекта. Но при этом важно учитывать специфику аудитории: где-то востребован ресторан высокой кухни, а где-то — семейное кафе или кофейня. Гибкость и понимание ЦА здесь критичны. 
Хорошо показывают себя коворкинги: апартаменты часто выбирают бизнес-путешественники и корпоративные команды, им важно наличие спокойного места для работы. А вот дорогостоящие спа-комплексы могут превратиться в «балласт», иногда грамотнее инвестировать в современный спортзал, который к тому же будет востребован у горожан. Особенно если апарт-комплекс находится в спальном районе. Важно опираться не на «модные тренды», а на реальные сценарии использования. Мы в PLG делаем ставку на сочетание внутреннего спроса гостей и вовлечения городского сообщества.  
Но базовый комфорт не исключает создание уникальных мест. Так, в строящемся апарт-отеле «ПРО.Молодость» мы формируем полноценные креативные пространства. Киберарена — для турниров и тренировок, запрос на которую есть у многих студенческих сообществ. Палеопосольство позволяет увлекательно провести время с семьей и узнать новое о зарождении жизни на планете. Это не дополнительные «опции», а полноценные точки притяжения. Такие решения выделяют проект на фоне типовых комплексов. 
Что касается зависимости набора сервисов от места и целевой аудитории: она определенно есть. В центре более востребована историческая эстетика, рестораны с видами, культурные форматы. В спальных районах приоритет — транспортная доступность, удобные сервисы, базовые зоны отдыха. Если проект ориентирован на краткосрочный найм, требования к скорости и качеству обслуживания возрастают: отельная часть должна работать «моментально». При долгосрочном проживании акценты смещаются в сторону комфорта и функциональности номеров и общественных пространств. 


Юлия Михайлова
ведущий специалист по развитию мебельной компании VIMIS: 

— Апарт-отели действительно все ближе к классическим гостиницам. В первую очередь это касается сервисных апартаментов под управлением профессиональных операторов. «Звездная» классификация обязывает их соответствовать высоким стандартам не только в части сервисов, но и в организации пространства. Однако, на наш взгляд, механическое копирование гостиничного набора не всегда оправдано. Гораздо важнее учитывать специфику формата и сценарии проживания. 
Если апарт-отель работает преимущественно с краткосрочными туристическими заездами, востребованы будут компактные и эргономичные номера, удобные лобби с кафе и зонами ожидания. В случае же долгосрочного проживания на первый план выходят зоны для работы — коворкинги, переговорные, а также пространства для общения и досуга. 
Как производитель мебели, работающий с разными апарт-комплексами, мы видим тренд на «умные» общественные зоны: лобби с многофункциональной мебелью, коворкинги и переговорные, которые легко адаптируются под разные форматы встреч и мероприятий, а также общественные пространства, способные объединять жилое комьюнити апарт-отеля. Ярким примером может служить лобби апарт-отеля YES на Социалистической улице, где большая часть резидентов живет на постоянной основе. 
С точки зрения производителя мебели, важно, чтобы инфраструктура апарт-отеля не была перегружена, а каждый элемент работал на комфорт и функциональность. Поэтому мы предлагаем операторам и девелоперам решения, которые учитывают как требования классификации, так и реальные потребности резидентов. 


Елизавета Ковригина,  
директор инвестиционного направления Orange.Group: 

— Принципиальное отличие апарт-отелей от классических гостиниц — гибкость и адаптивность формата. Мы должны постоянно совершенствовать проект, искать новые фишки для всех целевых аудиторий. Только лишь следование классификации такого результата не обеспечит.  
Локация и уровень формируют «скелет» инфраструктуры апарт-отеля, определяя функционал. Поняв специфику района и целевой аудитории, можно построить релевантные, конкурентоспособные сервисы и пространства. 
При краткосрочном проживании в приоритете сервис и состав услуг, которые гость может получить сиюминутно. Это как посещение массажа: мы ходим туда не каждый день, а по особым случаям. Так и краткосрочное проживание в отеле должно стать тем особым случаем. С «долгосроком» — наоборот: надо создать резиденту тот образ жизни, в котором будет комфортно жить.  
Доводы за копирование гостиничного набора: универсальность стандартных сервисов повышает комфорт гостя и узнаваемость бренда; гости получают привычные и ожидаемые услуги (рецепция, уборка, завтрак).  
Доводы за адаптацию формата (против слепого копирования): апарт-отели ориентированы на долгосрочное проживание, нуждаются в кухнях, более гибком графике уборки, оборудовании для самообслуживания. Можно, например, отказаться от ежедневной уборки или ресторана, заменив эти сервисы удобствами для самостоятельности. Важно добавить услуги, поддерживающие домашний комфорт: прачечная, зона для работы, гибкие условия аренды. Экономия на нечасто востребованных гостиничных опциях снижает издержки, а соответственно — повышает доходность инвестора. 
Апарт-отель — сложный продукт, потребителем которого являются и инвестор, и гость, и долгосрочный арендатор, и отельный оператор. Поэтому в рамках одного комплекса необходимо создавать расширенную экосистему, способную привлекать не только туристов, но и локальных жителей. Лишь часть инфраструктуры диктуется обязательной классификацией, основное — концепцией комплекса.  
Важно понимать, что каждый элемент такой расширенной инфраструктуры — это отдельный бизнес, и управлять им должны специалисты. Где-то мы привлекаем партнеров, не тратя свои ресурсы. А какие-то функции реализуем без монетизации — потому что они нужны для того самого вайба, который обеспечит востребованность апарт-отеля. 
Что касается объектов инфраструктуры для гостей — это определенно лобби и кофе-поинты, это всегда про нетворкинг, отдых вне номера, места, где наиболее ярко, на мой взгляд, можно прочувствовать концепцию отеля. Так, в нашем отеле izzziUP 4* COMMUNITY L&C внутренний атриум представляет собой трансформируемую зону — деловую и рекреационную. Пока это пространство внутреннего спроса, но вот-вот откроется ресторан отеля, и для горожан тоже.   
Коворкинги и авторские рестораны являются востребованными и привлекательными опциями. Коворкинги становятся центрами для взаимодействия предпринимателей и создания сообществ, что особенно важно для фрилансеров и стартаперов — целевой аудитории многих апарт-отелей. 
Летом мы запустили новый для рынка продукт «izzzi.Комфортный сон». Тишина, темнота и идеальное спальное место — теперь часть инвестиционной привлекательности. Выбор одеяла, подушки, жесткости матраса, а также возможность заказать атрибуты, улучшающие качество сна, — новый сервис сети отелей izzzi.  
Если апарт-отель расположен в центре города или бизнес-районе, то гостям важны удобства, связанные с работой и городской жизнью — коворкинг-зоны, быстрый интернет, транспортная доступность, кафе и рестораны поблизости, услуги трансфера. В туристических зонах акцент смещается на досуг.  
Подход также должен учитывать потребности местной целевой аудитории и ее образ жизни. Например, центральные городские апарты с высоким уровнем должны инвестировать в продвинутые рабочие пространства и сервисы для активных гостей, в то время как апарты в пригородах или бюджетные модели — в бытовые удобства и базовую комфортную инфраструктуру.  В премиальных проектах расширяется инфраструктура — лобби, коворкинг, авторские кафе.