Тайное и явное на Витебском вокзале
Петербург — такой город, где экскурсии можно проводить не только по популярным у туристов маршрутам, но и на такие объекты, которыми горожане пользуются регулярно, не осознавая порой их историко-культурную значимость. И всё равно будет интересно.
Экскурсию для участников XII конференции профессионалов рынка «Будущее уже здесь» организовала ГК «Конфидент», а провела команда проекта «Петербург глазами инженера». В центре внимания оказался Витебский вокзал — один из красивейших в стране. Далеко не все его интересные места открыты для публики, а те достопримечательности, что доступны, порой непросто найти. Поэтому участники тура открыли для себя немало познавательного.
Привет из истории
Вот, скажем, знали ли вы, что в здании вокзала есть лифт, которому более 100 лет, и он всё ещё во вполне рабочем состоянии? Вряд ли, поскольку пассажиры им не пользуются, да и находится он далеко от основных людских потоков.
А между прочим, подъёмник имел довольно важную функцию в прошлом: помогал официантам перемещаться между кухней на третьем этаже и обеденным залом на втором.
Впрочем, ещё до приезда на вокзал, в автобусе, экскурсоводы успели поведать много интересного. Например, про этимологию самого слова: оно произошло от названия лондонского сада Воксхолл (Vauxhall), где в XVIII и XIX веках проводили концерты. Именно так использовался и один из первых «воксалов» (тогда писали именно так) — в Павловске. Он был в первую очередь концертным залом и призван был привлекать петербуржцев к загородным путешествиям.
Витебский вокзал неоднократно перестраивали; до наших дней дошла его последняя версия — 1904 года. Он подвергался реставрации и в советские времена, и совсем недавно — перед футбольным чемпионатом мира 2018 года. В результате часть аутентичных элементов декора, увы, безвозвратно пропала. Например, витражей начала прошлого века осталось не более 20%, остальные — новодел.
Есть куда стремиться
Зато сохранились поистине уникальные предметы мебели. Например, дубовые диваны в зале ожидания на втором этаже стояли ещё в том здании вокзала, которое разобрали в 1900 году; то есть им больше века.
Ещё одна любопытная деталь: экскурсовод предложил отгадать предназначение пяти устройств, находящихся по углам зала. Сделать этого никто из собравшихся не смог, а выяснилось, что это специальные лебёдки для опускания люстр (их ведь надо обслуживать). На механизмах сохранились надписи «Сименс-Гальске», то есть и у них возраст тоже почтенный.
Собственно, из таких вот деталей, вряд ли уловимых глазу неподготовленного пассажира, и складывается восхищение масштабным (для начала XX века) сооружением — причём не только с эстетической, но и с инженерной точки зрения. Ведь тогда при строительстве и эксплуатации вокзала использовалось всё самое передовое.
Ещё один плюс: на экскурсии можно попасть в помещения, куда просто так вас не пустят. Например, в Княжеский павильон с отдельной лестницей — здесь располагаются службы эксплуатации вокзала. А там тоже есть на что посмотреть.
Было бы, конечно, интересно побывать в подземных туннелях под платформами (они использовались для доставки багажа к поездам и наоборот), но, к сожалению, такая опция невозможна. Как и в отдельно стоящем Императорском павильоне. Надеемся, в будущем организаторы добьются разрешения на посещение и этих объектов.
Мнение эксперта
«Наша компания работает на строительном рынке более четверти века. Поэтому, как никто другой, мы знаем, что за каждым зданием стоят мастера. Несколько лет назад мы начали собирать истории о полузабытых людях, которые создавали великолепие нашего города. Чтобы их имена запомнили, мы написали книгу о петербургских инженерах.
Сейчас собираем истории зданий, которые каждый житель города знает «в лицо». Но за узнаваемым фасадом всегда можно найти малоизвестные детали, которые удивляют, восхищают и позволяют проследить развитие инженерной строительной мысли.
Одним из них является Витебский вокзал, который более 200 лет служит городу. Здесь было создано одно из лучших общественных пространств, внедрена продуманная логистическая структура, реализованы передовые инженерные технологии того времени, часть которых функционирует по сей день. Такие здания заставляют задуматься над словосочетанием «качество на века». Их истории продолжают учить современных строителей. О них обязательно надо рассказывать, поэтому мы решили организовать эту экскурсию.»
Историческая справка
Царскосельский вокзал (позднее — Детскосельский, сейчас — Витебский) был возведён в конце 1837 года, став первой постройкой такого типа в Российской империи. Тогда он представлял собой одноэтажное здание «по образцу заграничных» и находился на месте нынешнего вестибюля станции метро «Пушкинская». Его архитектор неизвестен, из архивных материалов сохранились только план и два рисунка. Из них понятно, что внутри располагался зал ожидания и кассы, была также комната, где заседало правление Царскосельской железной дороги, и открытая платформа длиной около ста метров.
К 1848 году первая версия вокзала обветшала, и было решено возвести новое здание — на том месте, где Витебский вокзал расположен и сейчас. Проект разработал Константин Тон, строительство завершилось в 1851 году. На сей раз здание было двухэтажным, его фасад растянулся вдоль Загородного проспекта на 42 метра. Помимо зала ожидания, касс и хранилища багажа, в новом вокзале предусмотрели две комнаты для императорской семьи (с отдельным входом). Вокзал несколько раз перестраивали и расширяли, но в начале XX века разобрали.
На его месте в 1904 году открылась третья версия Царскосельского (Витебского) вокзала, построенная по проекту архитекторов Бржозовского и Минаша. Здание стало одним из первых в столице империи, построенным в стиле модерн. В глаза бросались обилие металла как основного стройматериала и нарочитая асимметричность постройки. Это было сделано специально: архитекторы стремились показать, что главное для них — функциональность вокзала, его удобство для пассажиров и служащих. При этом и эстетика некоторых решений (например, купола и дебаркадера) вызвала восторженные отзывы современников.