НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 10:44

«Сервисным апартаментам нужна особая страховая защита»

9 февраля 2020 в 14:35

Бурный рост сегмента апарт-отелей заставляет обратить внимание на присущие отрасли гостеприимства риски. О том, как их снизить, рассуждает Юрий Волков, генеральный директор компании «Совет по страхованию».

Бурный рост сегмента апарт-отелей заставляет обратить внимание на присущие отрасли гостеприимства риски. О том, как их снизить, рассуждает Юрий Волков, генеральный директор компании «Совет по страхованию». 

Количество апарт-отелей растёт как на дрожжах, вскоре их совокупный номерной фонд перекроет по объёму предложения существующие классические гостиницы. За последние три года предложение апартаментов увеличилось в три раза. Сейчас в Петербурге, по данным Colliers International, работают семь апарт-отелей, всего около 4000 номеров. Но уже к концу этого года количество юнитов увеличится почти вдвое – до 7330 номеров. А к 2023 году – до 20 390 номеров.

В этом изобилии кроются специфические риски. Компаниям, которые управляют апарт-отелями, приходится решать более сложные бизнес-задачи, чем их коллегам из классического отельного бизнеса. Необходимо учитывать большое количество собственников апартов и участие владельцев в программах доходности. Для рынка недвижимости важно, чтобы покупатели бизнес-апартаментов получали обещанную доходность на протяжении длительного периода. И чтобы идея апарт-отелей не оказалась краткосрочным маркетинговым ходом, который застройщики используют лишь для реализации квадратных метров. Многие УК впервые начинают этот бизнес и могут недооценивать часть рисков и специфику гостиничных услуг. 

Мы предлагаем обратить внимание на некоторые проблемы, с которыми обязательно столкнутся владельцы и управляющие, а также – на способ их решения. 

Рано или поздно, но непременно номерам, которые находятся под управлением УК, будет причинён ущерб.  По разным причинам (см. табл.). 

Основные причины ущерба номерам мотелей и гостиниц

Источник: NFPA's Hotel and Motel Structure Fires report by Ben Evarts, July 2012

Единственный источник компенсации ущерба и убытков от простоя номеров из-за повреждения мебели, оборудования и пр., альтернативный собственным карманам, – страховка.

До настоящего момента УК возлагают выполнение этой обязанности на самих владельцев. Собственники номеров через страховых агентов покупают «коробочные» продукты страховых компаний, а потом предъявляют их в УК. И это проблема.

Такие полисы предоставляют лишь ограниченную страховую защиту. Они, как правило, предназначены для обычных квартир, а не для сервисных апартаментов, купленных для извлечения дохода. По ним может не оплачиваться: вред номерам от постояльцев; вред, причинённый одним застрахованным владельцем другому владельцу; вред, причинённый УК; потеря арендной платы и т.д. То есть «коробочные» квартирные полисы по целому ряду причин не подходят для бизнеса апарт-отелей. К тому же они дороже. 

Большое количество полисов сложно администрировать, расходы по ним нельзя включить в квитанции.

Для апарт-отелей необходимы профессиональные страховые полисы, почти как для классических отелей, но с учётом специфики бизнеса УК и наличия большого количества собственников на одном объекте недвижимости.

Такие полисы были разработаны в конце прошлого года Советом по страхованию в рамках проекта «ГУД insurance» Российской гильдии управляющих и девелоперов.

Новые продукты специально предназначены для УК апарт-отелей. Это:

  • коллективный договор страхования имущества владельцев апартаментов;

  • коллективный договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами.

Коллективным называется договор, в котором страхователем выступает УК, а владельцы апартаментов включены в договор страхования в качестве лиц, чьи имущественные интересы застрахованы.

Договор страхования имущества составлен на условиях «все риски», включая вред от постояльцев, кражи из номеров и другие риски. Это означает, что застрахован любой ущерб номеру, кроме отдельно включённого в договор небольшого перечня в разделе «Исключения».

Страховые суммы могут быть указаны любые, на усмотрение УК; можно, например, застраховать только отделку и оснащение номеров.

Дополнительно возможно застраховать риск приостановки сдачи в аренду номера (потеря арендной платы) в результате ущерба, застрахованного по договору. В этом случае страховщик возмещает не только убытки от ущерба номеру, но и сумму недополученной за период простоя прибыли. (Страховая сумма рассчитывается по специальной формуле, исходя из брутто-прибыли за определённый период, например, за шесть или 12 месяцев.)

В номере может произойти протечка, например, по вине арендатора. И вода из забытого крана зальёт апартаменты, расположенные ниже. 

В этом случае возмещение ущерба пострадавшим возможно по договору страхования гражданской ответственности. Кроме того, по такому договору может возмещаться вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу постояльцев в результате действий УК  или некачественно оказанных гостиничных услуг (каких именно – можно оговаривать отдельно).

Возможно включение в договор гражданской ответственности УК в границах всего объекта недвижимости, то есть ответственности УК за вред, причинённый при управлении общедомовой собственностью, инженерией, крышей.

В таком договоре нет исключения перекрёстной ответственности, как в «коробочных» продуктах. То есть ущерб, причинённый одним владельцем апартаментов другому, тоже застрахован.

Страховая премия по коллективному договору значительно ниже «коробочного», если  определяется посредством проведения тендера на страховой тендерной площадке Совета по страхованию https://einsur.ru. 

Конкурс проводится путём закрытого запроса предложений от крупнейших страховщиков в режиме онлайн.

Например, в конце прошлого года мы проводили тендеры для двух крупных апарт-отелей. 

И стоимость страховки на один апартамент составила: по коллективному договору страхования имущества – от 750 до 2450 рублей (в зависимости от дополнительных условий); по коллективному договору гражданской ответственности – от 1900 до 2750 рублей.

Такой подход позволяет УК качественно защититься от убытков по максимально широкому спектру угроз, цивилизованно урегулировать проблемы ущерба номерам и постояльцам, легко администрировать страхование большого количества апартов, а также включать расходы на страхование в квитанции за оплату коммунальных услуг.

 
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Константин Сторожев
генеральный директор компании «Вало Сервис» (УК комплекса апарт-отелей VALO):

– Конечно, УК должна страховать свою профессиональную деятельность и риск причинения здоровью проживающим. Это азбука бизнеса. Мы выбираем партнёра из крупнейших страховых компаний, учитывая клиентоориентированность и репутацию по выплатам. 
Для собственников мы организуем коллективное страхование ответственности перед третьими лицами и страхование их имущества, обеспечиваем страхование их инвестиций по выгодным ставкам.
Конечно, многих покупателей интересует и возможность застраховать свои капиталовложения от колебаний рыночной конъюнктуры. (Например, от внезапного сокращения туристического потока.) Пока таких продуктов на рынке нет.

Екатерина Запорожченко
коммерческий директор компании Docklands Development:

– Страхование апартаментов – непростая тема. Апартаменты страхуются, чтобы в случае нанесения ущерба имуществу быстро и без сложных процедур была выплачена сумма возмещения. Гости бывают разные. Представим, что гость может разбить дорогостоящее оборудование, испортить мебель, украсть что-то из номера и отказаться компенсировать стоимость. Что делать в такой ситуации УК? Обращаться от имени собственника апартамента в суд о взыскании? Суд, как известно, может длиться годами, и не факт, что после вынесения решения не окажется вдруг, что у должника нет денег, имущества и работы. Решением такой проблемы могло бы стать страхование имущества.
Однако, чтобы это работало, должны быть чётко прописаны риски, от которых страхуется имущество. К примеру, кражей, при которой последует выплата, считается случай, если злоумышленник проник в помещение незаконно, а не когда он получил номер в пользование на основании договора.
Что касается риска повреждения имущества водой или пожаром. Эти виды страхования актуальны, так как процесс доказывания прост, а размер ущерба превышает устанавливаемую страховыми компаниями франшизу.
Франшиза, отказ от регресса и лимит по выплатам на отделку и оборудование – отдельная тема для обсуждения.
На мой взгляд, идеальным вариантом является страхование имущества всего здания (все апартаменты каждым из собственников плюс места общего пользования после принятия решения на общем собрании) с отказом от регресса. Страхование имущества и одновременно ответственности актуально тогда, когда не все апартаменты в здании застрахованы. Добиться, чтобы страховали все собственники спустя два года после сдачи объекта, в нашем случае нереально. Кто-то живёт сам, кто-то сдаёт, кто-то не использует. Это предмет обсуждения будущего собрания собственников.
Будут ли работать продукты, придуманные специально для апартаментов, – увидим при первых обращениях в страховые компании за возмещением.