НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 15:54

Вы умеете отличать настоящие новости от фейковых? И как вообще относитесь к розыгрышам?

31 марта 2019 в 21:00

1 апреля – день шуток и розыгрышей. В России его ввёл не кто-нибудь, а сам император Пётр Алексеевич. Традиционно в этот день СМИ запускают разные забавные «утки», а потом посмеиваются над доверчивостью читателей. Нам, однако, не до смеха: закон о фейковых новостях не дозволяет! Своим мнением с NSP поделились Ольга Маталыцкая, Ярослав Звягинцев, Андрей Кириллов, Владимир Гаврильчук, Роман Герасимов и др.

Припомните, вас разыгрывали 1 апреля? А вы сами учиняли коллегам или сотрудникам какие-нибудь смешные розыгрыши? Допустимы ли шутки в рекламе серьёзных объектов? Последние усилия по регулированию строительной отрасли – это они всерьёз или забавляются? И вообще, как вы отличаете фейковые новости от настоящих?

Ольга Сафронова,
заместитель генерального директора ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:

– У меня 1 апреля родилась первая внучка. А у её мамы, моей младшей дочери, в этот день именины. И вообще у нас в семье с датами особые отношения. Так что не до шуток, приходится быть серьёзными. Я сама не люблю розыгрыши, которые заставляют нервничать: новости о пожарах, например, или болезнях. Это недопустимо. А вот про «белую спину» или «сбежавшее молоко» – это вполне миролюбиво, хоть и уже избито.

Вообще к розыгрышам трудно готовиться. Это должен быть обязательно добрый экспромт. Главное, чтобы объект шутки чувствовал себя в этот день хорошо и был в миролюбивом расположении духа. Тогда шалость удастся и будет правильно понята.

Ярослав Звягинцев,
руководитель по маркетингу ГК «А Плюс Девелопмент»:
– Мы бы с удовольствием разыгрывали партнёров и клиентов, да не все это переживут. Самые популярные шутки, естественно, о срыве сроков и превышении бюджета проекта. Бизнес-процессы клиента завязаны на этих двух составляющих, поэтому и шутки на эти темы вызывают вау-эффект независимо от того, первого апреля их подаёшь или в обычный день. Шутки в рекламе серьёзных проектов, на мой взгляд, допустимы, но шутить надо уметь. Чем выше уровень проекта, тем, как правило, выше профессионализм и образованность лиц, принимающих решения, а значит, и уровень шуток должен быть выше. Тут риски ошибиться и получить негативный эффект очень велики. Такое могут позволить себе лишь компании с солидными рекламными бюджетами. И зачастую такие затраты не оправдываются. В сфере девелопмента больше всего юмора на тематических мероприятиях и презентациях, где есть живое общение. Спикеры любят подшучивать как над конкурентами, так и над партнёрами. А отделять фейковые новости от настоящих помогает опыт. Чем больше находишься в бизнесе, тем большим объёмом информации владеешь, поэтому понимаешь, как всё устроено, осознаёшь, что в принципе возможно, а что точно нет. Естественно, фильтровать помогают связи и инсайдерская информация.

Ольга Маталыцкая,
директор по управлению рекламой, PR и брендингом Группы ЦДС:

– Шутка шутке рознь. И если это красивый ироничный юмор, то и в рекламе серьёзных объектов он допустим. Для меня юмор – показатель уверенности компании, потому что только сильные лидеры могут посмеяться над собой. Я приветствую юмор, и ЦДС не раз использовал этот приём в своих рекламных кампаниях. Если говорить о фейковых новостях, то сейчас их стало одновременно и проще, и сложнее отличить от настоящих. Сложнее потому, что с развитием соцсетей любая новость распространяется мгновенно, обрастая новыми подробностями. При этом известно, что «чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят». Но также мгновенно появляется множество людей, способных поставить эту новость под сомнение, найти в тех же соцсетях подтверждение своих сомнений и обнародовать их. Просто нужно внимательно читать комментарии. Фейки сопровождают нас всю жизнь, и даже сказанная выше фраза про ложь, которую приписывают министру пропаганды нацистской Германии Геббельсу, может считаться фейком, потому что на самом деле он никогда её не произносил.

Полина Яковлева,
директор по развитию компании ProExpert:

– Несколько лет назад 1 апреля меня разыграли друзья: сказали, что купили билеты на Кипр и вылет через четыре часа. Я легко соглашаюсь на авантюры и приключения, и у меня не возникло мысли, что меня обманывают. Я позвонила родителям, друзьям, на работу – предупредила, что улетаю. При этом знала, что прямых рейсов на Кипр в это время года ещё нет, но меня это не смутило. Я уже стояла на пороге, когда позвонили и поздравили с 1 апреля. Я не растерялась и создала «вирус» – позвонила всем и передала поздравления дальше. Считаю, что шутки в рекламе серьёзных объектов недопустимы: нельзя вводить покупателей в заблуждение. Конечно, хотелось бы, чтобы все усилия по регулированию строительной отрасли в том виде, в котором они сейчас происходят, были шуткой, но, к сожалению, это всерьёз. Я не читаю фейковые новости, поскольку ежедневно читаю только проверенные издания.

Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия-17»: 

– Мне очень стыдно вспоминать, как по молодости я разыграл своих знакомых. Они жили в Купчино, метро закрывалось в час ночи. И вот я в ночь на первое апреля, когда они ещё не были готовы к розыгрышам, позвонил им из дома и сообщил, имитируя опьянение, что нахожусь в ресторане в их районе, до дома мне не добраться, и я прошу приютить меня на ночь. Они очень обеспокоились: «Конечно, приезжай!» Через полчаса я перезвонил и, подсмеиваясь, сообщил, что всё это шутка. Оказалось, что за это время специально для меня был приготовлен ужин, на диван постелены свежие простыни, из холодильника вынута бутылка водки для поправки здоровья. Они до сих пор точат на меня зуб из-за этой истории. Если же говорить про закон о фейковых новостях, то его появление, по-моему, связано с величайшей бедой современного человека – утратой чувства юмора. А ведь именно оно отличает человеческий интеллект от искусственного. Происходит роботизация сознания, и те, кто перестал распознавать шутки, стремится этим законом прикрыть свою неспособность отличить шутку от фейка.

Наталья Суслова,
генеральный директор коммуникационного агентства «Репутация»:

– Всё зависит от самой шутки и её уместности. Хорошая шутка может обеспечить вирусный эффект и сработать на узнаваемость объекта, вопрос в том – кому она адресована и кто в результате узнает о вашем объекте. Проблема в том, что часто юмор в рекламе – «ниже пояса», что, конечно, привлекает внимание, но вряд ли положительно сказывается на имидже объекта.

Удачный пример — перед  Новым годом звучала реклама комплекса «Пять звёзд»: «Разбиваем копилку – покупаем квартирку». И копилка в виде свиньи как иллюстрация.

Андрей Кириллов,
директор по маркетингу и продажам корпорации «Мегалит»:

– Чувство юмора присуще умным людям, а таких в девелопменте подавляющее большинство. Мы уверены, что и наши покупатели любят посмеяться, поэтому приветствуем рекламу, которая вызывает улыбку. Например, для ЖК «Дом на Львовской» специально к апрелю подготовили новую кампанию, которая обязательно поднимет всем настроение. Над серьёзными вещами нужно иногда уметь иронизировать: без этого не только строить, но и жить тяжело!

Евгений Богданов,
основатель проектного бюро Rumpu: 

– Шутки всегда уместны, если они не плоские и не «ниже пояса», потому что юмор – это прежде всего про интеллект. Если говорить о том, как отличить фейковые новости от настоящих, то так же, как и любую информацию, их нужно перепроверять в различных источниках. Это единственный способ не обманываться и не верить всему, что «пишут крупными буквами на заборе». По поводу последних законодательных правок в строительстве я думаю, что мы уже прошли ту фазу, когда все надеялись, что они только развлекаются. Теперь уже ясно, что наступает новая эра на рынке недвижимости, и мы все привыкаем жить и работать в новых реалиях.

Сергей Фёдоров,
гендиректор компании Terra Incognita:

– Когда-то, работая в компании Becar, я написал пресс-релиз о том, что тюрьму Кресты превратят в отель «с сохранением эстетики застенка», а архитектором проекта станет покойный Альберт Шпеер. Многие СМИ восприняли эту шутку как реальную новость и опубликовали. Но самое забавное то, что через определённое время шутка стала превращаться в пророчество, и следственный изолятор из Крестов переехал в Колпино.

Наталья Осетрова,
руководитель проекта Gatchina Gardens:

– Меня никто не разыгрывал так, чтобы запомнилось. Возможно, коллеги и сослуживцы не хотели рисковать. А вот в рекламе юмор вполне уместен – при условии, что у авторов есть чувство меры. Хорошая шутка привлекает внимание, но в целом рекламный сюжет должен быть сбалансированным и элегантным. Что касается регулирования отрасли – я сама нередко задаю себе вопрос: это всё серьёзно?

И потенциальные покупатели, и специалисты-строители, и журналисты относятся к реформе строительной отрасли не вполне серьёзно. Как к некоему приключению. А ведь всё всерьёз. И не все компании справятся. У кого-то под угрозой работа и благополучие семьи, у кого-то – проекты, которым отдано много лет и сил. Однако пессимизм неконструктивен!

Владимир Гаврильчук,
генеральный директор АН «Адвекс. Недвижимость»:

– Розыгрыши случались, но больше по молодости, в дружеском кругу. Иногда удачные, иногда – нет, и далеко не всегда пригодные для упоминания в прессе. Я по привычке в этот день сохраняю повышенную бдительность. Чаще – понапрасну: жизнь стала какой-то слишком серьёзной. И у нас уже назначены важные совещания – с одной стороны, конечно, 1 апреля, но с другой – понедельник! Хотя я за юмор в любых проявлениях. Но так, чтобы не задевать чьи-то нежные чувства. И вот с этим проблема, потому что народ стал до крайности обидчив. Можно и на статью об оскорблении нарваться. Если люди шутят – это признак душевного здоровья. И отдельного человека, и общества в целом.

Роман Герасимов,
телеведущий:

– Телевизионщики, как правило, «внешние» люди: у них эмоции направлены наружу, а внутри, в коллективе, всё иначе.

Со мной была такая история, как раз весной: я думал, что меня разыгрывают. Я вёл программу «Утро» на Пятом канале. С трёх ночи до шести утра, на Сибирь. А в шесть должен был приехать мой сменщик Михаил, вести до девяти тридцати – для европейской части России. И вот мне из-за стекла машут руками, в рекламной паузе подбегают: не можем Мишу найти!Я улыбаюсь: «Да ладно! Хватит разыгрывать». Оказалось – так и есть, и получился у меня внезапный марафон. Мне нравится, когда в наших серьёзных программах в «Открытой студии» звучат предложения на грани шутки. Они лучше запоминаются. А порой наоборот: получаешь из Думы какую-нибудь очередную инициативу. Ну точно, думаешь, шутка, не взаправду же. Нет, как раз всё всерьёз. Думаю, что авторы закона о фейковых новостях проявляют заботу о рынке труда. Это же сколько рабочих мест появится: сидеть, разбираться, анализировать. Очень непростой труд, потому что жизнь становится ярче и разнообразнее. И всё меньше того, что категорически невозможно. 

Екатерина Запорожченко,
финансовый директор фирмы Docklands Development: 

– Из запоминающегося: пару лет назад нам 1 апреля пришла замечательная рассылка от гендиректора о том, что с 1-го числа этого месяца пятница объявляется выходным днём. Мы переходим на 4-дневную трудовую неделю в целях увеличения производительности труда в более сжатые сроки. Нашему счастью не было предела, все тут же намылились по домам, пока кто-то не вспомнил, что первое число этого месяца – первое апреля! Я, к сожалению, своих коллег не разыгрывала, т. к. вряд ли моего чувства юмора и находчивости хватило бы на что-то более замысловатое, чем наклеивать на спины бумажки с весёлыми надписями.

Шутки в рекламе недопустимы. Допустим юмор. Московская девелоперская компания «Гранель» обычно выходит с юмористическими билбордами, чем привлекает к себе внимание. Боюсь, что последние изменения в строительной отрасли – ни то ни другое. Они опыты на нас ставят: «выживут/не выживут» и «от чего они умерли». Фейковые новости чаще всего приторно благополучные или наоборот крайне устрашающие. А настоящие новости чаще всего  событийные. Как-то так...