26 апреля, 14:51

«30% ресторанов гарантированно не откроются»

26 апреля 2020 в 17:00

Алексей Фурсов, президент холдинга «Евразия», о последствиях кризиса на ресторанном рынке

Алексей Фурсов
Фурсов Алексей
президент Холдинга «Евразия»

Как переживут вирусный кризис рестораны, спортклубы и вообще малый и средний бизнес? Надо ли их поддерживать деньгами? Какие меры предприняли бы вы, если бы были губернатором Петербурга? На эти сложные вопросы в непринуждённой обстановке винилового online BestParty отвечал Алексей Фурсов, основатель ресторанной группы «Евразия» и спортклубов Fitness House.
«Диджеем» виниловой вечеринки был генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (ГК «БестЪ») Георгий Рыков. 

– Никто пока не понимает, кто, как и сколько будет зарабатывать, что будет востребовано. Никто не знает, сколько это продлится. Одни считают, что через месяц всё откроют, а по второй версии ограничения затянутся до середины июля.

Думаю, 30% ресторанов гарантированно не откроются после пандемии. С фитнесом попроще, потому что не было такой громадной конкуренции, как в ресторанном бизнесе. Фитнес не имеет продуктовой составляющей, которая сильно подорожает. Цены, по которым рестораны закупали продукты до закрытия и после, будут разительно отличаться. А продажную цену никто поднять не сможет. Наоборот, надо будет предоставлять какие-то скидки, чтобы как-то удержать клиента.

За счёт доставки ресторан не спасти. Я вообще скептически отношусь к доставке, она работает ровно в отрицательную историю, потому что там нет математики, даже без учёта аренды. Возможно, это нужно, чтобы платить зарплаты людям, которые работают в это непростое время. Мне кажется, большинство операторов трудится в минус, даже без учёта комиссии «Яндекса» и «Деливери», которые достаточно велики.

Думаю, рынок будет меняться, он не может находиться в той стадии, в которой находится, и на той минимальной рентабельности, на которой сегодня существует.

С фитнес-центрами немного легче. Но может повториться посткризисный сценарий 2015–2016 гг., когда выросла посещаемость, но продажа услуг заметно упала. Поэтому спортклубы тоже будут переживать непростые времена, доходная часть сократится, а расходы – наоборот, увеличатся.

По арендным каникулам. Для себя я принял чёткое решение ещё две недели назад: по всем помещениям, которые я сдаю в аренду, если бизнес закрыт из-за пандемии, арендатор платит только коммунальные платежи. Это ровно то условие, на котором мы в 90% случаев договорились с нашими арендодателями.

Нужно ли поддерживать бизнес? Объём поддержки, которую надо реально оказать, равняется городскому бюджету. И когда г-н Беглов говорит, что у него нет денег, это чистая правда. По моим подсчётам, пострадавших примерно 1 млн человек. Если убрать детей и пенсионеров, это порядка 33% от всех работающих в городе. Физически невозможно всем им помочь, потому что это сумасшедшие деньги. Город сам не справится, понятно, придётся просить федеральной помощи.

Если бы я был губернатором Петербурга? Не помогал бы бизнесу деньгами, а запустил те предприятия, которые можно запустить. Определил бы для себя и людей опасные и безопасные от коронавируса зоны. Открыл бы те заведения, которые должны работать и которые никак не влияют на статистику заболеваний: начиная от сапожных мастерских, салонов красоты, теннисных кортов. Не спорю с закрытием ресторанов, но зачем закрыли теннисные корты? Зачем закрыли парки? Людям негде гулять, и они гуляют во дворах. Неразумно. Просто взяли и скопировали то, что делает Москва, хотя президент достаточно чётко сказал, что главы регионов вправе поступать по своему разумению.

Вторая мера. Те деньги, которые есть, я бы бросил не на поддержку бизнеса, а на строительство новых профилактических больниц, которые необходимы, если число заражённых сильно увеличится. Когда мы читаем, что 400 млн рублей потрачено на создание перегородок в каком-то помещении, это смешно. На эти деньги можно было бы несколько таких комплексов открыть, а если бы это делали мы – ещё больше.

Есть неудовлетворённость тем, что происходит, и действиями нашего правительства. С другой стороны, функционеров тоже можно понять: они десятилетиями учились работать по приказу, а сегодня им говорят, действуйте на своё усмотрение...