НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

24 апреля, 16:03

Приводить поток автомобилей на Крестовский неразумно

23 декабря 2018 в 21:00

О мостах, дорогах и метро, об итогах уходящего года и планах на новый NSP беседует с председателем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергеем Харлашкиным.

Харлашкин Сергей Викторович
Харлашкин Сергей Викторович
председатель
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга

Сергей Викторович, 2018-й прежде всего связан с Чемпионатом мира по футболу. К нему было реализовано несколько важных инфраструктурных проектов: мост Бетанкура, Пулковско-Дунайская развязка, станция метро «Новокрестовская». Какой из них, по вашему мнению, наиболее важен для повседневной жизни города? 

В городе появилось семь новых объектов. Помимо тех, что вы назвали, построены продолжение набережной Макарова, Яхтенный мост, станция метро «Беговая», реконструирован Тучков мост. Объём финансирования составил около 80 млрд рублей. 

Безусловно, все они значимы для Петербурга, и говорить о том, что какой-то более важен, неправомерно. Дороги, мосты, развязки, построенные к чемпионату, значительно разгрузили улично-дорожную сеть. Более того, они радикально поменяли схему транспортных потоков. 

Это касается и моста Бетанкура. Появилась новая круглосуточная связь с Василеостровским районом через Петроградский. При этом значительно снизилась нагрузка на существующие переправы, тот же Тучков мост. 

Есть ли планы и возможность расширить автомобильные подходы к мосту Бетанкура на Петроградской стороне? Ведь там поток неизбежно стоит в пробке на Новоладожской и Пионерской улицах.

Строительство этого моста – первый из двух этапов реконструкции Песочной набережной и набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров. В Генеральном плане Петербурга предусмотрено расширение подходов к мосту Бетанкура со стороны Новоладожской улицы.  Но это не так просто сделать из-за того, что на Пионерской улице есть исторические здания (д. 46-48). 

Мы рассматриваем разные варианты. Например, под руководством вице-губернатора Игоря Албина и с участием градозащитников, депутатов и профильных специалистов создана рабочая группа. Её участники рассматривают вопрос о перемещении исторических зданий. Большой опыт в этой сфере накоплен в Москве. В столице перенесли много домов, которые затрудняли развитие городской инфраструктуры. 

Почему город отказался сделать съезд к новой футбольной арене с ЗСД? Планируется ли это в перспективе?

Такая идея рассматривалась, но анализ показал, что это решение неэффективно. Крестовский остров – рекреационная зона. Здесь много природных парков, жилая застройка в основном малоэтажная. Зачем сюда приводить большой поток автомобилей? Это неразумно. Если использовать Крестовский остров для транзитного движения, мы просто уничтожим объект культурного наследия – Приморский парк Победы. 

Есть и технико-экономические причины. Например, скоростная магистраль проходит в районе
Крестовского острова на высоте около 14 м. Чтобы обустроить съезд, надо создать эстакаду длиной не менее 400 м. Это технически сложно и дорого. Кроме этого, стадион «Газпром Арена» имеет периметр безопасности. Все транспортные средства, проезжающие на прилегающую территорию, нужно досматривать. Небезопасно соединять магистраль с разрешённой скоростью 110 километров в час с пунктом досмотра, где обязательна остановка. Да и сам пункт досмотра создаст заторы, в том числе на основной трассе ЗСД. 

Метро «Новокрестовская» к ЧМ строили в авральном режиме, пожертвовав вводом станций в районах с гораздо большим пассажиропотоком.  Какие станции и когда петербуржцам ждать в ближайшее время?

Поставлена задача ввести три станции продолжения Фрунзенского радиуса («фиолетовой» ветки): «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» – в мае 2019 года, к Дню города. Вместе с ними заработает электродепо «Южное». Это первое новое депо в Петербурге за последние 15 лет. 

В 2019-м КРТИ планирует объявить конкурс на поиск подрядчика и приступить к строительству участка Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до станции «Зоопарк». Начнётся и реконструкция наклонного хода станции метро «Технологический институт-1». Три существующих эскалатора там заменят на четыре новых.

В какие районы ещё придёт подземка? Дождутся ли метро на юго-западе? А обозначенный для Кудрово 2025 год – это реально?

По контракту всё с той же компанией «Метрострой» в 2022-м должны открыться две станции Красносельско-Калининской ветки метро – «Путиловская» и «Казаковская». В 2025-м в Отраслевой схеме развития метрополитена в Петербурге запланирован ввод депо «Красносельское». 

К 2027 году на Красносельско-Калининской ветке метро (направление в сторону центра) по плану запустят станции «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Обводный канал-2» («Каретная»). А в 2029-м – станции «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Сосновая Поляна». Это направление в сторону Красного Села. Кроме того, предполагается в 2020 году начать проектные работы для продолжения Кировско-Выборгской («красной») ветки метро от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Проспект Маршала Жукова» с промежуточной станцией «Александрино». Ввод объекта по плану – 2029-й. 

Что касается станции «Кудрово», мы стремимся к тому, чтобы она была введена к концу 2025 года. Так, правительства Петербурга и Ленинградской области согласовали «дорожную карту» реализации проекта метро в Кудрово. В этом документе прописан подробный план мероприятий и указаны органы исполнительной власти двух регионов, ответственные за его реализацию. 

Кудрово – первый областной пункт на карте петербургского метро (если не считать станцию «Девяткино», которую построили, когда агломерацию ещё не поделили на два субъекта РФ). Вопрос «пограничной» транспортной инфраструктуры  обострился и провоцирует конфликты. Какие решения по подключению областных трасс к городским близ Мурино, Кудрово, п. Ручьи уже приняты и когда ситуация на этих дорогах станет менее напряжённой?

Самое главное – синхронизировать градостроительную документацию на границе субъектов. Тогда мы исключим ситуации, когда в одном регионе запланирована дорога, а в другом на её продолжении предусмотрена школа. 

Более того, хочу подчеркнуть: зачастую строительство выезда в конкретном месте на границе двух субъектов не решит проблему Ленобласти. Затор просто переместится на ближайший перекрёсток, но уже в границах Петербурга. И проблема останется, и недовольных граждан станет больше. Наиболее эффективный способ подключения развивающихся территорий Ленобласти к городской транспортной системе – создание и развитие общественного транспорта с большой провозной способностью. Например таких, как трамвай, пригородные электрички.

Возьмём ситуацию с нелегальным проездом к ЖК «Новое Мурино». Люди просто вынуждены им пользоваться, хотя там движутся и личный автотранспорт, и пешеходы, что небезопасно. Но так происходит, потому что нет нормальных транспортных связей с магистральной улично-дорожной сетью в границах посёлка Мурино. Нет актуальной схемы движения, которая учитывала бы размещение такого жилого комплекса. И самое печальное, что Генплан Муринского сельского поселения вообще не предусматривает подключения юго-восточной части посёлка к улично-дорожной сети Петербурга. 

Тем не менее губернатору Ленобласти Александру Дрозденко направлены предложения организовать транспортное обслуживание ЖК «Новое Мурино» путём реконструкции Садовой улицы в Мурино, которая подключается к магистральной улице Центральной.  

Строительство автодороги от КАД до трассы Санкт-Петербург – Матокса позволит перераспределить транспортные потоки в обход Мурино и Нового Девяткино. По госпрограмме «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» реализация этого проекта предполагается с 2021 года.

Улучшить транспортную доступность ещё одной областной территории – Кудрово – можно в том числе за счёт строительства путепровода в створе улиц Подвойского в Петербурге и Областной в Ленобласти. Работы – в планах ГКУ «Ленавтодор». Есть ещё один перспективный проект – транспортная развязка на пересечении улицы Дыбенко и проспекта Солидарности в Петербурге с Ленинградской улицей в Кудрово. Он целесообразен, особенно с учётом перспективы запуска трамвая от станции метро «Улица Дыбенко» до Новосаратовки, включая строительство трамвайного путепровода на пересечении с железной дорогой. 

Когда ждать появления дорог в районах, где идёт масштабное строительство, например, на намыве, в Невском районе, в Шушарах?

На намыве Васильевского острова по условиям госконтракта с компанией «Севзапинжтехнология» в III квартале 2019 года будет завершено проектирование в рамках первого этапа работ – соединения бульвара Александра Грина с Морской набережной. Дороги должны быть построены до конца 2021-го при условии достаточного финансирования. 

До конца 2019-го КРТИ получит проект строительства Русановской улицы в Невском районе. Достигнуты договорённости о пробивке улиц Дыбенко и Антонова-Овсеенко за счёт девелоперов. 
Для улучшения транспортной доступности Шушар предполагается реконструкция Шушарской дороги от Петербургского шоссе до Новгородского проспекта, Новгородского проспекта от Пушкинской улицы до Шушарской дороги и Пушкинской улицы. 

Так, Пушкинскую улицу за свой счёт будет расширять компания «Лидер Групп». 

А Большой Смоленский мост будут строить? А Орловский тоннель под Невой, к которому город снова предполагает вернуться?

Да, это перспективная и очень важная переправа. Согласно Генплану Петербурга этот мост запланирован в створе Большого Смоленского проспекта – улицы Коллонтай в рамках сооружения транспортной магистрали от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков. Это разводная переправа длиной 483,5 м. 

Мост включён в государственную программу «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга». Его планируется строить за счёт городской казны с возможностью привлечения средств федерального бюджета. 

Прокладка тоннеля под Невой – в створе Пискарёвского проспекта и Орловской улицы – всё ещё актуальна. Переправа в этом месте позволит сформировать новую постоянную транспортную связь левого и правого берегов Невы и даст прямой выход из исторического центра на КАД через Пискарёвский проспект и вылетные магистрали Всеволожского и Приозерского направлений.

Удалось ли выполнить все намеченные на 2018 год планы? Сколько составил общий бюджет развития транспортной инфраструктуры? Какие суммы и на какие объекты были направлены из федеральной казны? Каков бюджет 2019-го и куда пойдут деньги в первоочередном порядке?

Как я уже говорил, 2018-й стал очень плодотворным с точки зрения ввода объектов, построенных в том числе к ЧМ-2018. В этом году по ведомственной структуре комитета было предусмотрено финансирование в 56,7 млрд рублей. Из них на строительство объектов метрополитена из бюджета Петербурга выделено 27,9 млрд. На объекты дорожного хозяйства – 14,7 млрд. Из федерального бюджета в 2018-м средства на строительство объектов в рамках исполнения обязательств КРТИ не направлялись. В 2019 году бюджет комитета утверждён в объёме 43,3 млрд рублей. На развитие метрополитена запланировано 

18 млрд, на строительство дорожных объектов – 10,5 млрд. 
Финансирование программы ремонта дорог в 2019-м останется на уровне 2018 года и составит 5 млрд рублей. Крупнейшие объекты, которые попали в адресную программу ремонта, – набережная Обводного канала (нечётная сторона), Гражданский и Заневский проспекты, проспект Просвещения, Выборгское шоссе от КАД до границы с Ленинградской областью, Комендантский проспект, проспект Авиаконструкторов.