НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 21:44

Со снижением спроса можно бороться, предлагая продукт интереснее, чем у остальных

4 августа 2019 в 21:00

О том, как преодолеть недостатки локации, где найти резервы для снижения издержек и почему детские площадки нужно проектировать с умом, мы беседуем с Анзором Берсировым, руководителем проектов КОТ компании «Строительный трест»

Анзор Берсиров
Берсиров Анзор Бесланович
заместитель генерального директора по развитию
ГК «ТРЕСТ»

В июне эксперты премии Urban Awards признали ЖК NEWПИТЕР победителем сразу в двух номинациях: как лучший проект комплексного освоения территории (КОТ) в регионе и как лучший ЖК комфорт-класса в Ленобласти. А ведь если, не вникая, просто посмотреть на карту – сразу и не скажешь, что в этом углу географии может быть что-то приличное.

- Насколько важна для вас эта премия?

- Для нас это уже не первая награда. В прошлом году взяли Urban Awards с этим же проектом. У комплекса NEWПИТЕР были и другие награды. Практически все значимые конкурсы в профессиональной сфере нас отмечали.

- Не надоело?

- Знаете, нет. Если честно, я ждал этого. Потому что понимал: проект выделяется на общем фоне, и по многим параметрам он действительно лучший, но на стартовой стадии это было трудно заметить. Сейчас объект уже сформировался, и можно его увидеть не в обещаниях на бумаге, а в реальности.

- Сколько уже построено?

- Примерно треть от запланированного объема. Если же говорить конкретно про Urban Awords – за 11 лет этот конкурс стал, на мой взгляд, самым престижным в отрасли. Главное – что есть жюри, все знают, кто в него входит, и эксперты выезжают на каждый объект. Чтобы правильно оценить, нужно увидеть. Ведь бывает, что по набору параметров проект выглядит прилично, а по факту – странно. Конечно, оценка профессионального сообщества очень важна.

Из большого количества премий и конкурсов лишь некоторые имеют реальный вес, имеют значимость для покупателя. Серьезный покупатель в процессе выбора довольно внимательно изучает рынок.

- То есть премия влиятельна ровно настолько, насколько она засвечена в медиапространстве?

- Да. Важно еще, что и мы сами делаем на ней акцент.

- Как вы полагаете, что повлияло на оценки экспертов? Что они принимали во внимание?

- Коллеги, которые к нам приезжают, нередко удивляются: как у нас получается делать такой продукт за такие деньги. Конечно, у проекта NEWПИТЕР есть свои недостатки. Самый главный – география. Если человек не знает рынка, а просто смотрит на карту – у него возникнет масса вопросов. Но если он будет анализировать транспортную доступность, многие проблемы снимутся. Аналогов практически нет. Назовите любой крупный проект в регионе – и я назову шоссе, которое из-за него стоит в пробках по утрам и вечерам. У нас этого нет.

И человек понимает: не так уж это и далеко, не так и сложно. А уж если он доедет и посмотрит – то, скорее всего, от покупки не откажется. Потому что здесь уже заметно и качество продукта, и качество среды. 

Один из главных наших козырей – невысокая плотность застройки. И это определяет множество других факторов. Включая организацию городской среды. Относительно немного автомобилей. И у нас нет проблем с парковкой.

- Так получилось, потому что вы покупали областную землю, а она дешевле?

- Мы покупаем не землю, а определенную площадь улучшений. Сделка была рыночной. И проект планировки был разработан уже после серьезных изменений законодательства – ограничения по этажности, плотности и т.д. Так что участок мы покупали ровно так же, как и для любого другого проекта.

Максимально разрешенная высота здесь – 12 этажей, у нас в основном 8-9 этажей, есть шестиэтажные здания. Конечно, это создает определенные трудности для экономики проекта. Невысокая застройка предусматривает обширные придомовые территории, которые надо благоустраивать. В том числе и за «красными линиями».

Поэтому нам приходится на всех стадиях решать проблемы снижения себестоимости. Самое простое решение – упростить наши дома. Но у нас есть принципы, которым мы следуем.

- Упростить – это строить, к примеру, из газобетона?

- В том числе. Мы изучали все возможности. В теории: «А что было бы, если...?» Но мы 27 лет строим из кирпича – и будем из него строить. Это не единственный принцип. Есть правила относительно квартирографии (у нас нет студий), инженерии, ландшафтного дизайна.

- Так за счет чего удалось снизить себестоимость?

- Это целый набор инженерных решений. Я могу об этом говорить часами. Например, в наших домах в ЖК NEWПИТЕР нет подвалов. Это важно, потому что подземная часть проекта в разы дороже надземной. И это лишние площади, потому что они используются неэффективно.

В архитектуре: так организовать проектные решения, чтобы как можно меньше было неиспользуемых площадей. Потому что продаем мы только «полезные» квадратные метры, остальное – это затраты. Их надо минимизировать. Но – тоже с умом: не делая коридоры узкими, не снижая высоту потолков. И так далее.

Экспериментируем с конструктивом. Ушли от монолитных колонн – теперь у нас полностью кирпичные дома, с несущими стенами.

- Тем менее: спрос на область, по данным аналитиков, падает. Минус 16% за полугодие. За счет чего можно удержать покупателя?

- Общие причины понять можно. Себестоимость строительства в Ленинградской области изначально была существенно ниже городской. Дешевле стоили и материалы, и работы. И условия для девелоперов были немного проще, чем в Петербурге. Но за последние годы показатели затрат выровнялись, условия ужесточились. Выросла себестоимость, застройщики вынуждены поднимать цены. Цена областного квадратного метра в некоторых локациях приблизилась к цене приграничных с городом территорий, а в Кудрово уже и выше. Но если сравнивать инфраструктуру – с Петербургом конкурировать по-прежнему сложно. Основная причина, думаю, в этом. Кроме того, масштабные областные проекты постепенно подходят к стадии завершения. Можно видеть, что получилось. Как правило, характеристики среды оставляют желать лучшего.

Мы не видим падения спроса на наши проекты в Ленобласти – NEWПИТЕР и «Капитал» в Кудрово. В Кудрово спрос стабилен, на NEWПИТЕР растет год от года. Хотя цены и у нас растут. В проекте «Капитал» мы выигрываем за счет качества продукта (кирпич, закрытые дворы, подземные парковки) и имиджа компании На фоне многих других проектов мы смотримся интереснее; люди готовы покупать. В ЖК NEWПИТЕР – набор параметров, аналогов которому на рынке нет. Что и подтверждают эксперты премии Urban Awards, с которой мы с вами начали.

- Сколько сейчас стоит «квадрат» в ЖК NEWПИТЕР?

- Около 80 000 рублей. Начинали с 65 000. Так что со снижением спроса можно бороться, но не в масштабах региона, а в рамках компании – предлагая продукт интереснее, чем у остальных. Ценой привлечь, как раньше, не получится. Себестоимость в области снижать невозможно – на 20% ниже, чем в городе, она уже не будет.

- У нас с вами, как всегда – переходный период: от долевки к эскроу. Как это будет реализовано в ЖК NEWПИТЕР?

- В этом проекте мы уже перестали продавать «классическое» долевое участие. 7-й корпус был последний. С октября 2018-го 10 корпус мы стали продавать с применением эскроу-счетов в банке «Санкт-Петербург». Не привлекая проектное финансирование: к этому моменту дом был построен на 60%, за наши собственные средства. Сейчас еще два корпуса строятся по такой же схеме. Дома в комплексе небольшие, период строительства относительно короткий. Пока привлекать проектное финансирование не планируем.

«Строительный Трест» многие годы следует консервативной политике развития. Мы не рискуем. И у нас практически всегда есть средства, которые мы можем инвестировать.

Конечно, введение эскроу-счетов приводит к подорожанию – примерно на 10%. Даже без банковского кредитования. Потому что мы не получаем сразу те средства, за которые продаем. Мы их получим только после завершения дома, условно – через два года. С учетом инфляции уже получится другая сумма. И квадратный метр станет дороже.

Мы считаем, что проект пока еще недооценен. Это тоже нужно учитывать. Кстати, журнал «Город 812» составлял рейтинг лучших объектов для инвестирования. Первая пятерка, конечно, апарт-отели. Но сразу за ними – мы.

Для клиента с переходом на эскроу почти ничего не изменилось.

- Как формируется окружение проекта?

- Уже два года функционирует детский сад. Кстати: тоже один из лучших в Ленобласти. Сейчас в NEWПИТЕР живет около трех тысяч человек. В год прибавляется от пятисот до тысячи – в зависимости от количества введенного в эксплуатацию жилья. В этом году достраивается здание школы; мы его передаем муниципалитету, осенью 2020-го ее планируют открыть.

Во второй половине будущего года мы приступим к строительству еще одного садика. По всем соцобъектам у нас есть соглашение с регионом. Мы выполняем свои обязательства, нам идут навстречу. Стараемся использовать также возможности федеральной программы «Стимул».

В этом году начнем строительство небольшого торгово-офисного центра, около 4 000 кв. м. Это будет квартальный объект, трехэтажный, с супермаркетом, ресторанами, офисами и так далее. Архитекторы разработали для него такой футуристический облик. А он будет расположен прямо у въезда в квартал, такая визитная карточка.

Также в конце этого года планируем начать строительство фитнес-центра. Около 5 000 кв. м, четырехэтажное здание. Уже есть договоренности с оператором.

- Не получится конкуренции с Ледовой ареной?

- Ледовая арена – через дорогу, но там почти нет залов с тренажерами. Так что мы скорее, дополняем друг друга. В фитнес-центре будет два бассейна, взрослый и детский.

Через дорогу от нашего ЖК скоро введут еще один небольшой торговый центр, его открывает частный инвестор.

- Как учитываете мнение жителей при формировании социальных и коммерческих объектов? Как работает обратная связь?

- И я, и пресс-служба, и управляющая компания – мы учитываем мнение жителей. Периодически встречаемся. Диалог есть. Но и все же считаю, что ключевые решения о развитии новых районов должны принимать профессионалы. Опираясь не только на оценки граждан, но и на международный опыт, на достижения урбанистики и так далее. Если есть ошибки – признаем и исправляем.

- Когда запустится «Мега»?

- По нашей информации, в конце этого года должно начаться строительство IKEA. Для нашего проекта это будет огромный плюс. Шведский проект поможет решить некоторые проблемы, характерные для любых новых кварталов. Досуг; рабочие места – там будет до пяти тысяч вакансий. Это, в частности, смягчает проблему маятниковой миграции.

- Ладно, жители квартала уезжать каждый день не будут – но ведь тысячи будут каждый день приезжать…

- Мы это учитываем и стараемся ситуацию прогнозировать. Сегодня в Новоселье есть одна полноценная развязка, это основной въезд в район. А вплотную к площадке «Икеи» существует недостроенная развязка. Она прошла экспертизу в Москве, согласована с Росавтодором. Ее будут достраивать за частные инвестиции, и она полностью обеспечит потребности ТРК «МЕГА-IKEA». Мы рассчитываем, что транспортные потоки будут разделены между двумя развязками.

- Модная тема – общественные пространства…

- Бульвар Белых Ночей – тоже в своем роде уникальный объект. Застройщики редко уделяют должное внимание ландшафтному дизайну и общественным зонам. А я убежден, что это очень важно. Именно эти элементы создают «вау-эффект», который во многом определяет решение о покупке.

Главная функция бульвара – логистика. Это пешеходная артерия, которая соединяет все учебные заведения (всего будет две школы и шесть детских садов) с жилыми кварталами. Нигде не надо переходить дорогу. Вторая функция – спортивно-досуговая. Уже построена открытая футбольная площадка с искусственным покрытием. До конца сезона мы откроем второй этап: площадка для ворк-аута, может быть, чуть позже, павильон для кафе. Третий этап – между 8-м и 9-м корпусами появится уникальная детская площадка.

- Ну, что может быть уникального в детской площадке?

- Во-первых, масштаб. Во-вторых, площадку проектируют на заказ. В подавляющем большинстве ЖК для детских площадок используются типовые проекты, причем они на целую эпоху отстают от того, что строят в развитых странах. В Москве есть пара современных площадок, в Петербурге – ни одной. Кроме, может быть, Новой Голландии.

Мы требуем от проектировщиков, чтобы они исходили из особенностей детской психологии. Первый вопрос: что площадка дает ребенку, какие функции в нем развивает. Чему учит. Пока у нас есть эскиз.

- Как решается проблема с парковками?

- Есть открытые огороженные бесплатные парковки. И одна охраняемая платная. Количество машиномест мы контролируем. В следующем году начнем строительство многоярусного паркинга.

- В международных этапах премии будете участвовать?

- У нас нет задачи собрать все премии. Результаты важны, если имеют влияние на наших покупателей. Премия – еще один сигнал, что мы идем в правильном направлении.

Кстати, второй этап в ЖК NEWПИТЕР мы проектируем иначе, чем первый. Разные проектировщики будут проектировать разные дома. Хочется добавить новый взгляд. Новые партнеры – те, кто смотрят, ездят по миру, впитывают актуальные решения. 

NSP Досье

Анзор Берсиров родился в 1987 году в Ленинграде.  В 2009 году закончил СПб ГАСУ по специальности «Промышленно-гражданское строительство». В 2011 году закончил магистратуру в университете Кингстон в Лондоне по специальности «Бизнес-менеджмент». Работает в компании «Строительный трест» с 2011 года.

С 2013 года занимает должность руководителя проектов комплексного освоения территорий компании «Строительный трест». 

ЖК NEWПИТЕР расположен в пос. Новоселье Ломоносовского района. Площадь участка под застройку составляет 93 га. Площадь жилья на финальной стадии строительства составит 595 000 кв. м. Первый этап строительства рассчитан на 161  000 кв. м жилья.  Высота корпусов от 6 до 12 этажей. Все дома строятся из натурального кирпича. В составе проекта будет построено 2 школы и 6 детских садов.

Пешеходный Бульвар Белых Ночей вошел в ТОП-30 лучших общественных пространств страны по версии издания «Проект РОССИЯ».