НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

29 марта, 05:00

Заемщики на ручном управлении

20 января 2017 в 10:49

Валютные заемщики встретились в офисе АИЖК с замминистра финансов Алексеем Моисеевым.

Валютные заемщики встретились в московском офисе АИЖК с Алексеем Моисеевым, замминистра финансов. 

Фон для встречи сложился неважный. По словам Галины Григорьевой, пресс-секретаря Всероссийского движения ипотечных заемщиков, накануне разговора с замминистра валютным заемщикам в Госдуме сообщили, что проблема в ближайшие два года решена быть не может. Исключили и возможность моратория на выселение должников из квартир, которые находятся в залоге. Валютные заемщики принесли на Воздвиженку, 10, в штаб-квартиру АИЖК, обращение на имя г-на Моисеева и реквизит, обозначающий ручное управление: кнопки, рычаги, клавиатуры, реле от детских конструкторов.

На встречу, кроме г-на Моисеева, пришли замминистра строительства Никита Стасишин, руководитель службы ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг Михаил Мамут, а также представители банков – ВТБ, «ДельтаКредит», РосЕвроБанк и Абсолют Банк.

Несколькими часами ранее Минфин распространил заявление о том, что валютные заемщики, подающие заявление на реструктуризацию ипотеки по программе АИЖК, в реальности располагают высокими доходами и вторым жильем. Министерство предложило подавать на таких заемщиков в суд.

По словам активистки Всероссийского движения ипотечных заемщиков Ирины Ости, несмотря на жесткое заявление Минфина, встреча в офисе АИЖК обнадежила заемщиков. Чиновники согласились с тем, что нормы резервирования валютной ипотеки необходимо поднять до запретительных уровней. А также с тем, что в постановление правительства №373 о госпрограмме помощи ипотечным заемщикам необходимо внести существенные изменения с учетом реальной ситуации. Минфин и Минстрой готовы выдать свои предложения по доработке документа.

«У нас сложилось впечатление, что Центробанк займет, наконец, жесткую позицию в отношении банков, – сообщила Ирина Ости. – Притязания банков по отношению к заемщикам надо ввести в разумные рамки. Нельзя требовать с человека 100% от того, что он зарабатывает. Курс, по которому реструктурируются кредиты, – это чисто техническая расчетная величина, которая успешно применялась, например, в отношении ипотечных долгов жителей Крыма. Мы требуем разумного соотношения наших обязательств с нашими заработками и стоимостью приобретенной недвижимости и готовы обслуживать долги по современной процентной ставке. Я думаю, главные новости придут в ближайшее время из ЦБ».

Меньше повезло представителям банков. После первых заявлений о том, что работа с валютными заемщиками идет успешно, им пришлось под возмущенный гул выйти из зала.

>ДОСЬЕ NSP
Программу помощи ипотечным заемщикам, попавшим в сложную экономическую ситуацию, курирует АИЖК. С апреля 2015 года, когда она была запущена, Агентство провело реструктуризацию 9540 ипотечных кредитов. В том числе – 381 в иностранной валюте. Всего на реструктуризацию было подано 18 500 заявлений, в их числе 594 заявки – от тех, кто взял ипотеку в долларах или евро. Программа продлена до 1 марта 2017 года. Валютные заемщики, у которых нет второй квартиры, могут рассчитывать на финансовую помощь в размере 20% от оставшейся суммы долга (но не более 600 000 рублей) и на реструктуризацию остатка в рубли по курсу ЦБ. При текущем курсе рубля это предложение выглядит более реалистичным, чем два года назад. Те, кто согласился на реструктуризацию валютного кредита в 2015 году по курсу 75-80 рублей за евро, теперь оказываются в проигрыше. Сейчас на них приходится 25% дефолтов. Тем, кто просто прекратил платежи, требуя реструктуризации долга по докризисному курсу, еще хуже: пени за время просрочки фиксировались также в валюте