НАШ ЦИТАТНИК: «Государство приняло уникальные усилия, чтобы стабилизировать ситуацию, и наши показатели не столь плачевны, как в сфере туризма. Но за первое полугодие 2020-го в стране сдано 26,7 млн кв.м жилья — самый низкий показатель за четыре года....» Алексей Белоусов

20 сентября, 00:09

Вернуть СКК

19 февраля в 12:42
740

Вернуть СКК

Союз архитекторов требует восстановить разрушенное здание СКК в прежнем виде.

Союз архитекторов требует восстановить разрушенное здание СКК в прежнем виде.

«Мы считаем, что возрождение несущих конструкций возможно, – считает Олег Романов, президент Союза архитекторов Петербурга. – Пространство внутри можно реорганизовывать, но внешний облик должен быть возвращён». «Прежде всего речь идёт о восстановлении самой конструкции. Несмотря на прошедшие 40 лет, она по-прежнему революционна, внешний облик вторичен», – добавляет вице-президент Союза архитекторов Петербурга, глава «Студии-17» Святослав Гайкович. «Мембрана СКК останется в веках даже не в оригинальном виде», – соглашается Олег Романов. Все возможности для воссоздания объекта в техническом плане имеются, уверены архитекторы. К тому же сохранилась вся техническая документация по проекту, что облегчит работу, даже если её придётся актуализировать. «Имеется реальная возможность воссоздания конструкции по сохранившейся документации СКК. Причём быстрее, чем создание новой конструкции по документации, разработка которой ещё не начата, – сообщил Олег Романов. – Воссоздание обойдётся дешевле разработки и  осуществления нового проекта благодаря изначально высокой экономичности исторической конструкции, а также по причине полной сохранности фундаментов». Проект можно реализовать с учётом всех требований, предъявляемых к спортивным сооружениям такого уровня, уверен архитектор.

Одна из мер, которая позволит осуществить этот план, – включение СКК в перечень выявленных объектов культурного наследия, считают в петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На данный момент организация не готовит никаких обращений в суд или прокуратуру, чтобы воспрепятствовать дальнейшим работам на объекте, говорит Александр Кононов, глава петербургского отделения. «Радикальных работ там не ведётся, но то, что происходит, с нашей точки зрения, начинает выходить за установленные законом рамки. Если такое будет продолжаться и уполномоченные органы не будут принимать никаких мер, придётся обращаться в прокуратуру, суд и как-то влиять принудительно на эту ситуацию», – пояснил он.

По данным NSP, руководство Союза архитекторов сейчас пытается добиться встречи с губернатором Петербурга Александром Бегловым, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и дальнейшую стратегию. При этом Союз не ставит целью искать виновных («на это есть уполномоченные органы»), сосредоточившись на конструктивной повестке.

Ранее Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов осудило снос СКК и предшествующие этому заявления об аварийности объекта, охарактеризовав случившееся как «беспрецедентный акт вандализма»: «Вместо того, чтобы присвоить зданию статус памятника, реконструировать с должным почтением и использовать в дальнейшем по назначению, силой группы лиц было отправлено в небытие свидетельство высокого культурного и интеллектуального потенциала нашего народа».

«Заявления о ржавчине были, мягко говоря, притянуты за уши. Это не могло быть причиной  признания здания аварийным», – уверен Олег Романов. Он напоминает, что разрушились бетонные конструкции, а крыша осталась целой. «Если из ротонды купола Исаакиевского собора убрать такое же количество колонн, он бы тоже рухнул, но это не говорит об аварийности, – добавляет Святослав Гайкович. – Более того, если бы эти же действия произвели через месяц после ввода СКК, последствия были такими же. При должном ремонте сооружение служило бы ещё 150–200 лет. Это было гениальное сооружение, которое выдержало уничтожение до 10 вант, до 20% опорных конструкций».

Историк архитектуры, член ИКОМОС Александр Кречмер предупреждает: ситуация с СКК, который не удалось взять под охрану из-за того, что не прошло 40 лет с момента ввода, не уникальна. В зоне риска и другие знаковые постройки позднего советского времени, например здание Морского вокзала, терминал в Пулково и пр. При этом угроза потери терминала аэровокзала уже обозначена. В конце прошлого года появились сообщения, что историческое здание 1973 года («Пять стаканов») могут снести при реализации очередного этапа реконструкции аэропорта, которую ведёт ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (принадлежит «Талита трейдинг лимитед», которой, в свою очередь, владеет «ВТБ Капитал», РФПИ, Fraport и Qatar Investment Authority).