Архитекторы держатся
В Мраморном зале Этнографического дворца открылась VI Петербургская архитектурная биеннале.
В Мраморном зале Этнографического дворца открылась
VI Петербургская архитектурная биеннале.
Как и прежде, основное пространство зала отдано под выставку проектов и построек последних двух лет, созданных мастерскими – членами «ОАМ» (Объединения архитектурных мастерских). В сравнении с прошлыми годами работ показано меньше, хотя не всегда количество планшетов отражает реальный портфель заказов. В частности, в центре зала экспозиция «Студии-44» представляет с десяток проектов: в Петербурге (школа дзюдо), в Пскове (реконструкция бывшей ТЭЦ под элитное жилье), в Сочи ( строительство образовательного центра «Сириус») и др. Главный архитектор города Владимир Григорьев отмечает: «Студия-44» стала победителем в двух номинациях Международного архитектурного фестиваля (WAF), и это знак, что западные эксперты начинают признавать российскую архитектуру».
АМ «Евгений Герасимов и партнеры» тоже участвовала в WAF и стала его номинантом, но выставлять все свои работы на биеннале не стала, показав лишь «Невскую Ратушу». АМ Intercolumnium демонстрирует конкурсный проект реконструкции Александровского завода в Царском Селе и строящийся ЖК «Мендельсон» близ бывшей ТЭЦ завода «Красное знамя». Феликс Буянов (АМ «Б2») презентовал крупный реализованный проект «Калина-парк» и концептуальные решения для нового ЖК – «Цветной город» в Ручьях. В общем, всем 13 мастерским – членам «ОАМ» есть что показать петербуржцам, да и друг другу тоже. Жаль, что к участию не пригласили других представителей петербургского цеха, картина получилась бы более разнообразной. Ну да кто платит – тот и определяет участников.
На открытии биеннале зодчие старались говорить о хорошем – и конкурсы возобновились, и архитектурный облик зданий нужно согласовывать (а значит, профессионалы востребованы). Но звучала и тревога: строители все чаще пользуются услугами своих проектировщиков, демпингуя на рынке, количество заказов не растет, а инвесторы ждут лучших времен.
NSP поинтересовалась у нескольких участников биеннале: «Как ваша мастерская справляется с особенностями нынешней экономической ситуации?»
Рафаэль ДАЯНОВ, руководитель АМ «Литейная часть-91»:
– Мы работаем с памятниками, и я бы сказал, что сегодня в основном идут крупные проекты. К примеру, мы по контракту с МБРР занимаемся реставрацией парка Монрепо и Выборгского замка. Если же говорить о частных инвестициях в отдельные объекты, то таких проектов стало гораздо меньше, и в основном они связаны с приспособлением под гостиницы. К примеру, такая функция будет у Никольского рынка.
Евгений ПОДГОРНОВ, глава АМ Intercolumnium:
– Депрессивные тенденции ощутимы: знаю многих инвесторов, которые не спешат принимать решения, так как постоянно меняются правила игры. Но есть и другие, которые требуют все делать максимально быстро, пока не вступил в действие еще какой-нибудь документ. Так что, если раньше мы работали над проектом год, теперь – надо уложиться за полгода. Из марафонцев и стайеров мы превращаемся в спринтеров.
Никита ЯВЕЙН, руководитель АМ «Студия-44»:
– Большое количество заказов и признание заслуг мастерской в современных непростых условиях стали для нас в некотором смысле испытанием. Приходится выполнять большой объем работ при, скажем так, небольшом финансировании. Не всегда удается убедить заказчика в правильности предлагаемых нами решений. Но мы стараемся соответствовать.
Юрий МИТЮРЕВ, глава АМ «Студио АММ»:
– Чтобы выжить в наше время, мастерским приходится быть не столь разборчивыми, как прежде: либо работаешь – либо закрываешься и занимаешься чем-то другим. Больше стал ощутим диктат заказчика и строителей. Но это для кризисных времен нормально. А в творческом плане – ничего не изменилось.
Евгений ГЕРАСИМОВ, руководитель АМ «Евгений Герасимов и партнеры»:
– Ситуация на рынке жилья (а значит, опосредованно и ситуация с заказами) отражает расслоение общества. Средний класс практически отсутствует: либо совсем масс-маркет, либо элитное строительство. Мы продолжаем работу над Судебным кварталом: принципиальная концепция – доступный парк с постройками – сохраняется, идет уточнение архитектурного облика зданий.
Биеннале продлится еще неделю. Кроме выставки, предусмотрена обширная деловая программа. Несколько мероприятий проводит и наш издательский центр.