3 января, 00:32

Романовы вернулись в Царское Село

2 августа 2017 в 21:40

При финансовой помощи Сбербанка ГМЗ «Царское Село» приобрел архив дома Романовых.

При финансовой помощи Сбербанка ГМЗ «Царское Село» приобрел архив дома Романовых.

Это 201 документ: письма, рисунки, открытки, телеграммы, фотографии, связанные с императорами Александром III и Николаем II, императрицами Марией Федоровной и Александрой Федоровной, великой княгиней Ксенией Александровной и Михаилом Александровичем (детьми Александра III). С особенным трепетом сотрудники музея-заповедника изучают письма историка, великого князя Николая Михайловича к князю Георгию Шервашидзе, написанные в дни Октябрьского переворота. Самые интересные  документы уже заняли место в витринах на экспозиции в Ратной палате. Со временем их предполагают разместить в Александровском дворце, несколько залов которого планируют открыть после реконструкции уже в 2018-м.

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова рассказывает: «В прошлом году дружественные нам дилеры сообщили, что на аукцион в Лондоне будет выставлен архив Романовых. Мы были уверены, что он должен принадлежать России и находиться в нашем музее. Мы обратились за поддержкой к Сбербанку, и его глава Герман Греф оперативно откликнулся на нашу просьбу». Банк  выделил свыше 5,3 млн рублей, на которые удалось выкупить этот архив из частной коллекции до того, как его разместили на аукционе. По словам сотрудников «Царского Села», им  не сообщили, у кого именно приобретены документы, но можно предполагать, что это потомки великой княгини Ксении Александровны. Поскольку здесь много писем, написанных самой Ксенией или адресованных ей – в частности, от императрицы Александры Федоровны, которая называла ее «цыпленочком», а себя «старой курицей», от английской королевы Александры (тетки Ксении, поскольку ее мать Мария Федоровна, урожденная датская принцесса Дагмара, и королева Александра – родные сестры), от отца, императора Александра III. Многие письма с изысканными монограммами членов царского дома. Открытка от великого князя Николая Михайловича князю Георгию Шервашидзе, датируемая 25 февраля 1918-го, заканчивается предчувствием: «Теперь все наши друзья приготовились отправиться туда, где нет ни печали, ни радости». Письма великого князя, написанные мелким почерком на небольших листах бумаги, рассказывают о событиях в революционном Петрограде, непосредственным свидетелем которых ему довелось стать.

В приобретении архива Романовых участвовал Северо-Западный банк Сбербанка России – через него шли платежи. Председатель Северо-Западного банка Виктор Вентимилла Алонсо отметил, что для банка большая честь сотрудничать с музеем-заповедником. Он отметил, что это давнее партнерство: на средства Сбербанка отреставрированы Китайская Скрипучая беседка и павильон «Вечерний зал», приобретены электромобили для экскурсий по историческим паркам.

Министр культуры Владимир Мединский, присутствовавший при торжественной передаче архива, отметил, что это символическое приобретение. Значимо и то, что его передают в Царское Село ровно через сто лет после того, как Романовы покинули резиденцию.

Кстати, вчера же открылась вторая часть экспозиции Ратной палаты, первые залы которой приняли публику три года назад, к 100-летию начала Великой войны, как прежде называли I Мировую. Теперь экспонаты заполнили все залы и галереи палаты. Среди новых экспозиций – «Окопная война». Здесь можно подержать в руках русскую винтовку Мосина, немецкую – Маузера и английскую Ли-Энфилда. В витринах – австрийские дубинки (чтобы добивать раненых), интересные документы о работе ветеринарных госпиталей, где лечили лошадей и собак-санитаров. Из фондов ГМЗ достали множество военного обмундирования – в частности, черкеску Дагестанского конного полка, принадлежавшую Николаю II, и бурку его брата, великого князя Михаила  Александровича. Их разместили в экспозиции Кавказской туземной конной дивизии, известной как «Дикая дивизия». В обновленном разделе «Флот» появился подлинный мундир адмирала английского флота, подаренный Николаю II британским королем Эдуардом XVIII.

По словам Ольги Таратыновой, музею уже мало места, поскольку едва ли не каждый день люди, чьи предки жили в то время или воевали на фронтах Великой войны, дарят экспонаты и документы из фондов своих семей.