Отказ без последствий
Верховный суд отменил неустойку в случаях, когда клиент расторгает договор с риэлторской фирмой.
Верховный суд отменил неустойку в случаях, когда клиент расторгает договор с риэлторской фирмой.
Прецедент случился в городе Дмитрове, сообщает «РГ». Дама заключила договор с риэлторской компанией на покупку участка. В документе был пункт, предусматривающий: если заказчик не выполнит условия контракта или уклонится от покупки – он должен выплатить посреднику 100 000 рублей.
Фирма за два месяца ничего подходящего не нашла. Покупательница сама подобрала приглянувшийся участок. Стороны подписали соглашение о расторжении договора, и там тоже был пункт о неустойке.
Клиентка платить не собиралась, риэлторы обратились в суд.
Городской суд города Дмитрова им отказал, тем более что никакого подтверждения материальных затрат, связанных с исполнением договора, фирма не представила. А вот областной суд принял другое решение: договор был, пункт о неустойке – был, значит, надо платить.
Верховный суд отменил решение областного и подробно разъяснил свою позицию.
Если гражданин вступает в отношения с юрлицом, значит, эти отношения регулируются Гражданским кодексом и Законом о защите прав потребителя. В статье 782 ГК указано, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если он оплатил исполнителю фактические расходы. Аналогичная норма есть и в Законе о защите прав потребителя (статья 32). Никаких дополнительных условий закон не предусматривает. Следовательно, решил ВС, пункт договора про неустойку при отказе от сделки ущемляет право клиента. А сам такой договор должен быть признан юридически ничтожным.
Пункты о неустойке стали появляться в риэлторских договорах как способ борьбы с «потребительским терроризмом» – это когда риэлтор находит вариант, а покупатель за его спиной договаривается с владельцем, чтобы сэкономить на комиссионных. В серьезных компаниях такие меры используются редко, в средних и мелких – бывает. Теперь риэлторам придется старательно и подробно документировать все расходы (реклама, транспорт и пр.), а корпоративным юристам – придумывать другие меры защиты.