16 апреля, 13:39

Стратегия удушения «малышей»

7 октября 2016 в 14:20

УФАС выступило против предоставления крупным ритейлорам статуса стратегических инвесторов.

Антимонопольное ведомство озаботилось доминирующим положением крупных сетей на рынке розничной торговли продуктами. Для поддержки малого бизнеса УФАС предлагает пересмотреть действующую в городе Схему размещения нестационарных торговых объектов – увеличить адресный список и упростить порядок предоставления точек. (Кстати, в конце сентября Смольный предупредил об изъятии из схемы около 2000 адресов, из которых примерно 800 сейчас заняты торговыми павильонами.) Вторая идея – выделить доступные для продавцов зоны мелкорозничной торговли в каждом микрорайоне.

Мера посерьезнее – перестать предоставлять сетевикам статус стратегического инвестора (вместе с полагающимися преференциями вроде целевого предоставления участков под строительство). Таковым уже обладают компании «Ряды», «Интерторг», «СемьЯ».

«Малому и среднему бизнесу, который занимается торговлей продуктами питания, сложно выживать, когда торговые сети в общей сложности занимают 90% рынка. Городские власти должны внимательно отнестись к этой статистике и проработать меры по поддержке мелкорозничной торговли», – говорит руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров.

По данным на конец 2015 года, 17 крупных торговых сетей (X5 Retail Grop, «О`Кей», «Лента», ТД «Интерторг», «Дикси», «Полушка», «Ашан», «Магнит», «Призма», Metro Group, «7 шагов», «К-Руока», «Нетто», «Лэнд», «Сезон», «Верный», «Ряды») занимают 90,8% петербургского рынка розничной торговли.

При этом оснований вмешиваться у УФАС нет: рыночная доля трех ведущих сетей не превышает 50%, а пяти – 70%. Признаки коллективного доминирования, определенные в законе о защите конкуренции, отсутствуют. Раз так, идеи ведомства городское правительство может не принимать всерьез.