Стратегия удушения «малышей»
УФАС выступило против предоставления крупным ритейлорам статуса стратегических инвесторов.
Антимонопольное ведомство озаботилось доминирующим положением крупных сетей на рынке розничной торговли продуктами. Для поддержки малого бизнеса УФАС предлагает пересмотреть действующую в городе Схему размещения нестационарных торговых объектов – увеличить адресный список и упростить порядок предоставления точек. (Кстати, в конце сентября Смольный предупредил об изъятии из схемы около 2000 адресов, из которых примерно 800 сейчас заняты торговыми павильонами.) Вторая идея – выделить доступные для продавцов зоны мелкорозничной торговли в каждом микрорайоне.
Мера посерьезнее – перестать предоставлять сетевикам статус стратегического инвестора (вместе с полагающимися преференциями вроде целевого предоставления участков под строительство). Таковым уже обладают компании «Ряды», «Интерторг», «СемьЯ».
«Малому и среднему бизнесу, который занимается торговлей продуктами питания, сложно выживать, когда торговые сети в общей сложности занимают 90% рынка. Городские власти должны внимательно отнестись к этой статистике и проработать меры по поддержке мелкорозничной торговли», – говорит руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров.
По данным на конец 2015 года, 17 крупных торговых сетей (X5 Retail Grop, «О`Кей», «Лента», ТД «Интерторг», «Дикси», «Полушка», «Ашан», «Магнит», «Призма», Metro Group, «7 шагов», «К-Руока», «Нетто», «Лэнд», «Сезон», «Верный», «Ряды») занимают 90,8% петербургского рынка розничной торговли.
При этом оснований вмешиваться у УФАС нет: рыночная доля трех ведущих сетей не превышает 50%, а пяти – 70%. Признаки коллективного доминирования, определенные в законе о защите конкуренции, отсутствуют. Раз так, идеи ведомства городское правительство может не принимать всерьез.