НАШ ЦИТАТНИК: «Город – слишком агрессивная среда для жизни. И в Ленобласти уже это учитываем: сократили этажность, снизили нормативную плотность. Мы приветствуем и будем поддерживать малоэтажные проекты…» Михаил Москвин

1 октября, 03:44

«Цифровая управляющая компания перевернёт рынок»

6 июля в 13:28
2 274

«Цифровая управляющая компания перевернёт рынок»

Данил Солошенко, эксперт и консультант по настройке сервиса управления домами, рассуждает о цифровизации бизнеса.

Данил Солошенко, эксперт и консультант по настройке сервиса управления домами (экс-руководитель управляющих компаний «Брусника» и «ПИК-Комфорт»), рассказывает о перспективах развития рынка, который пойдёт по пути цифровизации. 

Сегодня в стране зарегистрировано 49 000 управляющих компаний и 32 000 ТСЖ, которые суммарно управляют 2,5 млрд кв.м жилья, или 50 млн квартир. Количество управляющих компаний в регионах различно, например, в Москве их зарегистрировано больше всего. При этом требования и контроль со стороны властей тоже отличаются. В конкурентной среде растут запросы к качеству жилья и услуг. Поэтому увеличивается доля новостроек более высокого класса: «комфорт», «бизнес», «премиум». А застройщики борются за уровень продаж, предлагая новые «фишки» и используя маркетинговые инструменты. Эта конкуренция приводит к росту числа собственных управляющих компаний. Ведь маркетинговые обещания надо исполнять: обеспечивать видеонаблюдение и охрану, функции консьерж-службы, ландшафтный дизайн, фонтан и многое другое, что должно функционировать годами. Но управлять домами по рекомендациям Минстроя, которые включают минимальный перечень работ и услуг, невозможно – или дома будут ветшать, или управляющая компания разорится. Кроме того, с помощью дочерней управляющей компании застройщику гораздо проще решать вопросы исполнения гарантийных обязательств. Именно поэтому при заселении в новостройки клиентов различными способами уговаривают подписать не только акт приёма-передачи, но и «выбрать» управляющую компанию застройщика.

Переворот онлайн

Критическое время для управляющих компаний и застройщиков – это первые два-три года после сдачи проекта, когда они получают много замечаний и вопросов. Проблемы типичны, замечания схожи, но цена управления везде разная. Например, в центре Москвы в соседних домах стоимость может быть и 30, и 120 рублей за кв.м в месяц.

Если после периода ремонтов и переездов управляющая компания не смогла навести порядок и настроить коммуникацию с жителями, инициативные граждане начинают агитировать соседей на смену УК или создание товарищества собственников недвижимости. Но тут жильцов ждёт множество подводных камней. Нужно получить данные собственников квартир и нежилых помещений, объяснить им свою позицию и убедить в правоте, подготовить документацию, провести собрание и голосование.

Затем начинается не менее сложный период. Прежняя управляющая компания, не желая отдавать дом, не передаёт документацию, оспаривает решение общего собрания в суде, ведёт активную дезинформацию среди жителей, дело доходит даже до подделки бюллетеней и протоколов голосования. Процесс затягивается на годы, и в итоге страдают все стороны, включая и госорганы (муниципалитеты, суды, прокуратура, различные инспекции), вынужденные разбираться в происходящем.

Современные технологии позволят упростить процедуру голосования, сделать её доступнее для жителей, дав реальный инструмент для управления комфортом проживания в многоквартирных домах. Онлайн-площадки дадут возможность инициативным собственникам озвучить повестку и переизбрать УК. Действующее законодательство уже предусматривает такую возможность. В мае Госдума приняла закон об онлайн-голосовании, предоставив возможность делать это не только на портале ГИС ЖКХ, но и на иных электронных площадках. Однако такую возможность сначала всё равно нужно утвердить классическим очно-заочным голосованием. Параллельно прорабатываются инициативы хранения технической документации внутри системы ГИС ЖКХ, что сведёт к минимуму саботажные противоправные действия управляющих компаний.

Банки хотят порулить

Опираясь на новое законодательство, крупные бизнесы уже инвестируют в развитие IT-стартапов в сфере ЖКХ, подключая управляющие компании к проверке гипотез и поиску оптимальных схем развития сервисов. В упорядочивании и оцифровке бизнеса управления домами заинтересованы и банки. Инвестируют в такие системы, например, ВТБ и Сбербанк. Банки преследуют цель создать конкурента всей сфере ЖКХ – цифровую управляющую компанию, то есть «уберизировать» всю отрасль. Эта цифровая УК перевернёт рынок. Управляющие компании встанут на уровень подрядчиков системы, а коммуникацию с жителями возьмёт на себя цифровая платформа. Аналогично сейчас выглядят сервисы такси, когда автопарки предоставляют автомобили и водителей, а коммуникацию с клиентами обеспечивает цифровая платформа, которая устанавливает и правила работы.

Создание цифровой управляющей компании может пойти на пользу всем пользователям. Жители получат возможность реально влиять на уровень комфорта, менять обслуживающие компании и наборы услуг. Подрядчики получат доступ к базе домов и маркетплейсу системы, возможность масштабироваться при соответствии её критериям. Управляющие же смогут отказаться от наименее развитой функции – коммуникации с клиентами, сфокусировав внимание на инженерных и конструктивных элементах. Слабые несистемные компании вынуждены будут уйти, а государство получит прозрачную систему контроля за всей сферой. Такая «уберизация» создаст конкуренцию, возрастёт качество за счёт прозрачных критериев оценки. Благодаря масштабированию и формированию баз материалов, подрядчиков, домов снизится себестоимость обслуживания.

Что в этой ситуации предпринять девелоперу, который инвестировал в создание собственной управляющей компании или стоит на пороге инвестирования? Ведь пользуясь цифровыми инструментами, жители смогут сменить УК. Но отказываться от создания и развития управляющей компании нельзя. Наоборот, инвестирование сил в эту сферу надо преумножить. Такая компания для девелопера, прежде всего, это сервис в части своевременной диагностики и устранения гарантийных замечаний с минимизацией судебных издержек. А также маркетинговый инструмент привлечения новых клиентов. Настроенный сервис будет востребован жителями, и за него они будут голосовать и сданными бюллетенями, и нажатием клавиш онлайн.