НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 22:58

Мираж доступного жилья

14 августа 2017 в 06:50

В Смольном уверены: петербургская семья может купить жилье за 7 лет.

Как следует из комментариев Смольного, средняя «трешка» стоит около пяти миллионов рублей, среднедушевой доход в Петербурге – 41 492 рубля в месяц; если семья из трех человек будет половину доходов откладывать – как раз и получится шесть лет и девять месяцев. Что не так? «Формально правильно, а по существу издевательство», как говорил основоположник.

Главная закавыка – в среднедушевом доходе. В России доходы «верхних» 10% и «нижних» отличаются в 15,7 раза. (Напомню: мы говорим про официальные доходы). Причем ни тем ни другим рынок жилья ни разу не нужен: первым незачем, вторым не на что.

Поясним на простых примерах. Ну какие у нас самые нищие сферы? Ага: культура, образование, здравоохранение. Считаем.

Маэстро Гергиев за прошлый год официально заработал 154 млн рублей. То есть – 12,83 млн в месяц. Допустим, у него в Мариинке трудятся 500 человек – музыканты, бутафоры и т.д. И получают, допустим, по 10 000 рэ. Средний доход по театру будет в этом раскладе 35 595 рублей. Вполне пристойно для отчета, не так ли? А для жизни?

Или образование.  Доход ректора Горного университета Владимира Литвиненко в 2016 году составил 195 687 тысяч рублей. Предположим, у него в вузе трудятся те же 500 человек – профессора, уборщицы и т.д. И тоже все получают по «десятке». (Ну, предположим). Среднедушевой доход по конкретному учреждению как раз и будет – 42 500 рэ в месяц. Чуть выше среднегородского…

Медицина. Возьмем, к примеру, КВД №10. Главврач – 10 млн в год. И полсотни (не Мариинка, чай) сотрудников – пусть даже по 15 000 в месяц. В среднем по больничке – 31 000…

Это я не к тому, что Литвиненко или Гергиев нехорошие люди, а к тому, что в условиях резкого неравенства доходов считать «по среднедушевому» – некорректно и по большому счету бессмысленно. В рамках среднего дохода Валерий Абисалович, откладывая, по рецепту г-на Шияна, половину заработков, может каждый год покупать 15 с половиной квартир. А третьей скрипке даже на аренду не хватит. Какое все это имеет отношение к доступности жилья? И люди друг на друга обижаются. Жена мужу может заявить: «Ты почему меньше среднего зарабатываешь?!»

Есть другие показатели – и Росстат их тоже иногда публикует. (Редко, неохотно и не на первой странице). Например, медианный доход. Это условная отметка, выше которой получает половина граждан, и ниже – тоже половина. Для Петербурга медиана – 29 503 рубля. С таким доходом копить на условную «трешку» семье из трех человек придется девять лет и два месяца.

Еще один интересный показатель – модальный доход. Это – сколько получает самая большая по численности группа населения. Для Петербурга – 16 176 рублей и 90 копеек в месяц.

Коэффициент доступности жилья для этой группы (повторюсь – самой многочисленной) – 16 лет и девять месяцев. Если вы, конечно, уверены, что из дохода 16 176,9 руб. половину можно откладывать, а на оставшуюся половину жить.

Вопрос о том, почему Смольный для расчетов и отчетов использует не модальный и не медианный, а именно среднедушевой доход, можно даже не задавать. Просто потому что семь лет выглядят куда симпатичнее, чем 17.