НАШ ЦИТАТНИК: «До конца года будет сохраняться высокий спрос на новостройки, а в будущем из-за неизбежного падения доходов населения, прекращения льготной ипотеки и накопленного повышения цен на недвижимость рынок ожидает откат...» Роман Строилов

27 октября, 03:58

Облигации на трубы и дороги

15 октября в 05:57
581

Облигации на трубы и дороги

Федеральные субсидии на программу инфраструктурных облигаций до 2025 года составят 111,9 млрд рублей. Минстрой разработал механизм реализации этой программы.

Ведомство подготовило проекты двух постановлений Правительства РФ, описывающих новую финансовую схему. Её цель – помочь обеспечить инженерными объектами масштабные проекты жилищного строительства. По подсчётам чиновников, на проекты комплексного освоения территорий приходится от 15 до 40% общего объёма нового жилья. В основном они сосредоточены в 20 крупнейших агломерациях, где строится около 80% всего жилья в стране. В рамках масштабных проектов затраты на транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру составляют до 20% общего бюджета. Но рентабельность зачастую не позволяет получить проектное финансирование, а собственных средств девелоперам не хватает, как и субъектам РФ или муниципалитетам. Помочь должны инфраструктурные облигации.

Документы, разработанные Минстроем, определяют схему расчётов и контроль целевого использования предоставляемых средств, меры господдержки, требования к проектам и заёмщикам, процедуру отбора проектов и т.д.

Выпуском и размещением инфраструктурных облигаций займётся специализированное общество проектного финансирования (СОПФ), которое создаст «ДОМ.РФ». Ценные бумаги должны быть интересны инвесторам, поскольку полную и своевременную выплату купонного дохода гарантируют субсидии из федерального бюджета. На эти цели в 2021 году предусмотрено 1,4 млрд рублей, в 2022-м – 8,1 млрд, в 2023-м – 20,3 млрд, в 2024-м – 34 млрд и в 2025 году – 48 млрд рублей. То есть выплаты по облигациям не будут зависеть от предпринимательских рисков конкретных проектов строительства. А государственные субсидии позволят СОПФ предоставлять финансирование по льготным ставкам – до 2%.

Деньги от размещения облигаций смогут получить конкретные застройщики. Погашать инфраструктурный заём они будут за счёт средств, полученных от продажи жилья, и после того, как рассчитаются с проектным финансированием.

В рамках пилотных проектов, которые собираются реализовать в Тульской, Тюменской, Нижегородской и Ленинградской областях, СОПФ сможет приобрести права (требования) по уже выданным кредитам на строительство жилья.

Инфраструктурные займы смогут получить и компании, полностью принадлежащие субъектам РФ, либо сами регионы или муниципальные образования – СОПФ может купить их облигации. Потратить деньги регионы смогут на инженерную подготовку конкретных территорий, чтобы потом вернуть их за счёт продажи участков застройщикам. Или на строительство общегородской инфраструктуры в рамках развития агломерации и освоения новых территорий. Тогда источником погашения будут доходы бюджетов с «учётом долгосрочного социально-экономического и бюджетного эффекта от реализации проектов». В Минстрое уверены, что участие субъектов РФ позволит снизить  критические проектные риски. Например, в части разработки градостроительных документов или их актуализации, сокращения сроков утверждения проекта планировки территории, требований по наличию социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Региональные власти могут способствовать и формированию спроса, включив проект в программы, например, расселение ветхого жилья.

Отбирать проекты для предоставления инфраструктурного финансирования будет межведомственная комиссия при Минстрое, а если деньги пойдут на общегородскую инфраструктуру – Правительственная комиссия по межрегиональному развитию. Решение будут принимать с учётом экспертизы, которую должна провести госкомпания «ДОМ.РФ», чтобы оценить риски реализации проектов, запас финансовой устойчивости и обоснованность прогнозов бюджетных эффектов, если деньги получает субъект РФ.