Лесной тупик
Создание лесопаркового «защитного пояса» вокруг Петербурга упёрлось в Росреестр.
Закон о создании «зелёных лесных щитов» (ФЗ-353) вступил в силу 1 января 2017 года. Предполагалось, что в защитных зонах будет резко ограничена хозяйственная деятельность, запрещены вырубки. А в городах улучшится экология, люди будут меньше болеть и т.д.
Закон был воспринят с энтузиазмом; тему обсуждали на уровне правительств Петербурга и Ленобласти. В декабре 2019-го Смольный заявил, что общая площадь «защитной зоны» составит 110 000 га (откуда взялась эта фантастическая цифра, уточнить не удалось); в неё войдут часть Всеволожского лесничества и нескольких городских лесничеств.
Дьявол, как известно, в деталях: на совещаниях можно решать что угодно, но поставить эту территорию на учёт – не получится. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на Росреестр, «порядок внесения данных в ЕГРН определён законом о госрегистрации (от 2015 года), в котором про лесопарковые защитные пояса нет ни слова. Не урегулирован этот вопрос ни в Лесном кодексе, ни в других документах».
Так бывает: закон приняли, а механизм его выполнения то ли не предусмотрели, то ли отложили на потом.
К такому же выводу пришли и активисты из Общероссийского народного фронта (ОНФ). Подготовительные работы проведены в 63 регионах; дальше дело не пошло. Организация требует «устранить пробел» в нормативно-правовых актах, из-за которых более одного миллиона лесных га невозможно перевести в новый статус.
В Курортном районе Петербурга лесами заняты 16 275 га, в Выборгском – 2280, в Петродворцовом – 2236 га.
В прессе регулярно проходят сюжеты о вырубке леса то в Комарово, то в Репино, то под Сестрорецком… Закон о «лесной амнистии», вступивший в силу в июле 2017-го, при возникновении споров по поводу лесных земель «двойного учёта» отдаёт приоритет муниципалитетам.