21 ноября, 13:00

Невидимый театр Неметти

3 ноября 2020 в 13:45

Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Название: Невский театр В.А. Неметти
Адрес: Чкаловский пр., 16
Архитектор: Александр Карлович Монтаг
Годы постройки: 1902–1904

АВТОР КОЛОНКИ

Кузнецов Пётр Александрович
Кузнецов Петр Александрович
директор
ГК «Конфидент»

Одна старая городская загадка гласит: «А вы знаете, где на Петроградской стороне находится невидимый театр?» Он появился на пустыре в самом центре престижного и быстрорастущего района в 1903 году, отработал несколько блистательных сезонов и бесследно исчез уже в 1908-м в результате невероятной трансформации. Сегодня за массивным серо-коричневым фасадом доходного дома силуэт театра Неметти не виден вовсе.

Пожалуй, сказать, что на рубеже XIX–XX веков в Петербурге был бум частных театров, было бы неверно, но открывалось их довольно много. Режиссёры искали новые формы выражения, а публика – новые развлечения, помимо классических постановок. Поэтому расчёт на популярность Невского театра был вполне оправдан. Тем более Вера Александровна Линская-Неметти слыла не только известной актрисой, но и весьма прагматичным антрепренёром. Заработанный капитал в 150 тысяч рублей она решила вложить в строительство собственного театра. К тому же участок под застройку покупать не пришлось, ведь он принадлежал её мужу – капитану В.О. Колышко. 

Проект был заказан молодому, но уже довольно известному архитектору Александру Монтагу. Очевидно, у владелицы и архитектора полностью совпало видение. Неметти считала, что театр «должен отвечать всем требованиям современной театральной техники и по размерам своим быть не менее Малого». А Монтаг хотел «избрать наиболее экономный и практический тип постройки, ведь в театральной деятельности для частного предпринимателя громадное значение имеет коммерческий расчёт».    

В результате в небольшом угловом сквере появилось уникальное двухэтажное здание в стиле модерн. Изысканные внешние формы сочетались с рациональным внутренним наполнением, аналогов которому в Петербурге не было. 

Александру Карловичу удалось реализовать идею совмещения зимнего и летнего театров, объединённых одной сценой и общими гримёрными комнатами. И это вовсе не означает, что зрительный зал отапливался зимой и не отапливался летом. Зрительных залов было два, по разные стороны сцены, друг напротив друга. В зимний сезон открывался основной вестибюль и ресторанный комплекс, а сцену перекрывали со стороны летнего открытого садового театра. И наоборот, для летнего сезона сцену под лёгкой стеклянной крышей закрывали с зимней стороны, а ресторан служил дополнительным вестибюлем с переносными кассами-киосками. Чтобы оптимизировать этот процесс, в театре Неметти было применено модное новшество – откидные кресла.

1 из 3

Особое внимание архитектор уделил инженерным системам и пожарной безопасности. Чтобы защитить и здание, и актёров, и публику, при постройке всех несущих конструкций, полов и потолков использовали разнообразные несгораемые материалы. Стены – набивные бетонные; подвесные потолки зимнего зрительного зала – из асбестовых досок; стропила и фермы зимнего зала, сцены и амфитеатров – металлические; над летним залом – полностью металлическая конструкция навеса фирмы Артур Коппель. Электрическая арматура была выполнена в Берлине по личным эскизам Александра Монтага. Театр имел собственную электроподстанцию и передовое паровое отопление. По оценкам современников, строительство здания обошлось примерно в 200 тысяч рублей, и около 30 тысяч было потрачено на оборудование сцены.    

Свой первый зимний сезон театр открыл 19 января 1903 года при ещё неотделанных внешних фасадах. Труппа умело ставила разноплановые пьесы, от шекспировского «Гамлета» до горьковского «На дне». А к 200-летию Санкт-Петербурга представила праздничную программу «Невская феерия, или Как веселились двести, сто лет назад и теперь», которая пользовалась большой популярностью. Но доходов не приносила.

Спустя четыре года стало очевидно, что эксплуатация театра экономически невыгодна, и муж Веры Неметти перестроил изысканный театр в весьма банальный доходный дом. Здание надстроили на три этажа. Летний зрительный зал и ресторанное крыло, наоборот, полностью разобрали. Зимний зал стал внутренним двором, а галереи – межкомнатными коридорами. 

Вот так перспективный театр превратился в невидимку и стал городской легендой.