НАШ ЦИТАТНИК: «Мы оцениваем за последние полгода сокращение «матрасно-подушечных» денег примерно на 20%. Люди все несут на депозиты, что не может не радовать. Это, конечно, позволит экономике активнее использовать ресурсы, ну и людям зарабатывать...» Герман Греф

9 декабря, 04:02

Чем обернётся «вторая волна» пандемии для участников рынка недвижимости?

«Вторая волна» – уже не угроза, а реальность. Мы ней живём. Как ваша компания меняет технологии работы? Насколько пригодился предыдущий опыт? Чем обернётся повторный накат пандемии для участников рынка недвижимости? Какие последствия новой атаки вируса (для строительства и недвижимости) вы считаете наиболее значимыми? Какие сегменты рынка наиболее уязвимы? Будет ли государство помогать бизнесу и гражданам или отпустит на самовыживание? Адекватны ли развитию ситуации меры, принимаемые Смольным? А может, вы полагаете, что опасность преувеличена, и ничего экстраординарного не происходит?

Александр Брега,
генеральный директор корпорации «Мегалит»:   
– Удалённой продаже квартир раньше сопротивлялись не только девелоперы, но и сами покупатели. 
Посмотреть, поговорить, убедиться – это всегда было важно в процессе приобретения недвижимости. Но в новой реальности отношения пришлось видоизменить. И оказалось, что почти всё можно перевести в онлайн. Именно этим мы и занимались весной, а теперь успешно применяем на практике. 
В этом плане коронавирус даже стал временем новых возможностей. А введение субсидированной ипотеки с исторически минимальным процентом даёт шанс, которым надо успеть воспользоваться.

Надежда Тихонова,
депутат Законодательного собрания Петербурга от  «Справедливой России»: 
– Сейчас самое время оперативному штабу проанализировать все те предложения, которые депутаты и фракции направляли ещё в марте–апреле. Мы предлагали рассмотреть альтернативные площадки для размещения больных COVID-19, например, использовать частные клиники; проводить экспресс-курсы для обучения младшего медицинского персонала и другое. 
Главное, конечно, защитить врачей. У нас огромное количество заболевших медиков. Многие погибли. Была проверка Генпрокуратуры, которая выявила нарушения и в сроках закупки СИЗ для медперсонала, и в сроках перепрофилирования больниц. Из этой ситуации нужно сделать выводы, потому что без медработников нам с пандемией не справиться. 
Считаю, что локдаун – это крайняя мера, но если власти поймут, что вирус идёт неуправляемой лавиной и других действенных решений нет, то и этот вариант можно рассматривать.

Владимир Дорофеев,
исполнительный директор и управляющий партнёр сети коворкингов «Практик»:
– Мы учли рекомендации Роспотребнадзора ещё во время первого локдауна. Во всех локациях появились санитайзеры и УФ-рециркуляторы, в новые объекты мы внедряем систему очистки воздуха. В общественных зонах размещена инфографика, напоминающая о правилах гигиены. 
Ко второй волне пандемии мы начали готовиться ещё в середине августа, когда эпидемиологическая статистика была более-менее стабильная. Мы уже тогда понимали, что в середине осени ситуация усугубится. 
Трудно предположить, какие действия, кроме ограничительных, предпримет власть. Что касается поддержки – её не было и в первую волну. То есть она была, но только на бумаге. Попытки обратиться за кредитами хотя бы на зарплату, при условии, что наша деятельность подходила под требования, закончились ничем. Мы полтора месяца собирали документы, открывали счета в государственном банке… А в итоге получили отказ. Как и большинство наших партнёров, которые тоже запрашивали такую поддержку. Мы ни на кого не рассчитываем и продолжаем работать. 
Думаю, вторая волна упрочит в сознании общества определённые новые нормы поведения. Соблюдение социальной дистанции и ношение маски со временем станет привычным. Из жизни многих это вообще не уйдёт. Страх – самое сильное человеческое чувство, люди не смогут расслабиться и будут продолжать бояться. 
Я считаю, что в итоге переболеют все. Это как с гриппом и простудой, которыми болеют за сезон 60–70% людей. 

Николай Пашков,
генеральный директор Knight Frank St. Petersburg:
– Ещё в начале года мы внедрили и отработали технологии удалённой работы. В летний период снижения заболеваемости мы не меняли формат, поэтому сейчас у нас нет необходимости что-то повторять или делать заново – всё это уже работает. 
В результате, во-первых, заболеваемость сотрудников сведена к минимуму, а во-вторых, компания показывает отличную эффективность и хорошие финансовые результаты.

Кирилл Иртюга,
генеральный директор УК «РосинвестОтель» (Москва):
– Фактически мы перестроились ещё весной и продолжаем работать удалённо. 
Мы самостоятельно пришли к решению о защите персонала от внешних факторов, по возможности снижаем риски при деловых контактах. Вторая волна есть, и для рынка недвижимости это не самый лучший сценарий. 
Пока власть не ввела жёсткие меры. Если это случится, рынок может на неопределённое время оказаться в позиции ожидания.
Вторая волна может одних людей подтолкнуть к покупке, других – отложить сделку на более поздний период. Сейчас можно ожидать снижения девелоперской активности в связи с более спокойным состоянием рынка.
Нельзя исключать, что остановят стройки (как это было в Подмосковье при первой волне), что возникнет дефицит рабочей силы – в строительстве занято много мигрантов из стран СНГ. Прекращение авиасообщения серьёзно влияет на рынок трудовых ресурсов.
Многие девелоперы перевели в онлайн все процессы: от выбора жилья и до его регистрации. Сейчас это можно сделать удалённо и безопасно. Наиболее уязвимы гостиницы и апартаменты. В этих сегментах можно наблюдать значительное снижение спроса, и с приходом второй волны оптимизма будет всё меньше. Внутренний трафик не компенсирует отсутствие иностранных туристов. Загрузка несетевых отелей, по данным Hotel Advisors, в июле 2019-го составляла 86,6%, а в июле 2020-го – 46,6%.
В первую волну мы видели тактику, которую выбрало государство. Все понимают, что надеяться приходится только на себя.
Вирус реальный, и недооценивать ситуацию не стоит. Надо быть сознательным и выполнять всё необходимое для снижения риска. Но нужно учитывать мнение бизнеса и находить форматы, которые будут решать не только задачи борьбы с эпидемией, но и дадут шанс для выживания. 

Андрей Косарев,
генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге:
– У нас есть регламент работы, разработанный ещё весной с учётом рекомендаций Роспотребнадзора и международных коллег. Он предполагает разделение сотрудников, работающих в open space, на две команды. Каждая может работать в офисе в строго отведённые дни (в режиме «два через два»). Это позволяет обеспечить соблюдение социальной дистанции и ограничить количество одновременно присутствующих в офисе. Сейчас наша компания работает в гибком режиме: в офисе присутствует до 50% сотрудников одновременно. Обычный показатель до пандемии составлял около 80%, а в разгар самоизоляции – около 10%.

Роман Мирошников,
исполнительный директор СК «Ойкумена»:
– Мы достаточно быстро перестроились на новый формат работы ещё весной и летом. Сейчас все бизнес-процессы выстроены с учётом текущей обстановки. У нас по-прежнему востребованы онлайн-консультации менеджеров, виртуальные презентации ЖК, онлайн-сделки, электронная регистрация, дистанционное одобрение заявок на ипотеку. Эти инструменты останутся популярны и после завершения пандемии: они удобны для покупателей, позволяют экономить время.
В первую волну пострадали малый и средний бизнес, непродовольственная торговля, сфера развлечений и услуг, ресторанная и гостиничная сфера. Если посмотреть на динамику банкротств, то за год в Петербурге их количество среди юридических лиц снизилось на 19%. Однако почти на 65% выросло число банкротов среди физлиц и ИП. Это означает, что меры поддержки среднего бизнеса, вероятно, сработали, но оказались недостаточными для малых компаний и для граждан. Наиболее ощутимые последствия пандемии – снижение доходов населения, а также общее состояние неуверенности в завтрашнем дне. В такой обстановке некоторые просто откладывают решение жилищного вопроса на потом. Это, помимо технических неудобств, из-за невозможности полноценно сопровождать и регистрировать сделки. 

Дмитрий Некрестьянов,
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:
– Наиболее пугающим в условиях пандемии является риск неизвестности, он создаёт серьёзные проблемы для какого-либо планирования. Поэтому требуются гибкость и быстрота принятия решений. Опыт весны показал, что в наименьшей степени пострадали именно те бизнесы и бизнесмены, которые умеют адаптироваться к меняющейся ситуации. На текущий момент мы во многом используем уже отработанные весной механизмы организации работы, которые показали эффективность. 
Для недвижимости (девелопмента) наиболее значимым риском является закрытие строек, а для эффективных продаж – проблемы с работой Росреестра или сложности в подаче/получении документов.
Применительно к арендному рынку мы наблюдаем и будем наблюдать существенную ротацию арендаторов и нестабильную ситуацию со ставками. Здесь также играют первую скрипку запреты на работу. Если их удастся избежать, рынок справится.

Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:
– Я уже не раз говорил, что при любых нештатных ситуациях в нашей стране спасение утопающих становится делом рук самих утопающих. Вот так сейчас происходит и с малым и средним бизнесом в строительной отрасли. Если крупным застройщикам и девелоперам государство оказывает посильную поддержку, то мы предоставлены сами себе и доступными способами стараемся сохранить бизнес, не роняя качество оказываемых услуг. Нас отправили на самовыживание.
Ещё весной мы надеялись, что ситуация может выправиться через год. Но «вторая волна» вносит свои коррективы, и падение объёмов у нас затянется минимум года на два. Мы максимально сократили расходы, оптимизировали затраты. Меняем технологию работ и вынужденно расширяем перечень оказываемых услуг, подключая непрофильные и несвойственные направления, чтобы сбалансировать перекос сегодняшней ситуации.
Конечно, по сравнению с наиболее уязвимыми туристическим, гостиничным и логистическим бизнесами, сильно связанными с закрытием границ, мы страдаем, казалось бы, меньше. Но хочется надеяться, что ежедневная планомерная квалифицированная работа наших экспертных организаций не превратится в борьбу за выживание.

Оксана Кравцова,
генеральный директор ГК «Еврострой»:
– В нашей компании продолжают соблюдать все необходимые защитные и профилактические меры: дезинфицируются рабочие поверхности, сотрудники и посетители офиса носят маски, некоторые категории работников переходят на удалённый режим.
Сегодня все девелоперы понимают, что можно продолжать спокойно работать в сложившихся условиях – спрос на недвижимость растёт, и пандемия в данном случае – далеко не ключевой фактор. Элитный сегмент всегда являлся наиболее кризисоустойчивым. Во времена предыдущих рыночных волнений стоимость жилья в этом классе оставалась наиболее стабильной по сравнению с массовым сегментом.
Поддержка властей важна и должна быть доступной для всех категорий бизнеса – только так можно всем вместе наиболее безболезненно пройти кризис. Работа строительных площадок в Петербурге ни на день не останавливалась, и, судя по тому, что власти не спешат вводить новый локдаун, это позволяет строителям смотреть в будущее с осторожным оптимизмом.

Людмила Фролова,
руководитель Rusland SP Hospitality:
– На мой взгляд, Смольный ведёт себя более чем адекватно: серьёзных мер, кроме ограничения деятельности ночных заведений, пока не вводится, дабы бизнес не загнулся окончательно. Пандемия, безусловно, бушует, мы все видим плачевную статистику. Но в данном случае приходится выбирать меньшее из зол. Если будет ещё один локдаун, большинство компаний его просто не переживут. Всё-таки экономика только-только начала приходить в себя после первого карантина. Я надеюсь, что государство всеми силами будет избегать жёстких мер. В таком случае доходы населения упадут не так сильно.

Аркадий Скоров,
генеральный директор СК «Дальпитерстрой»:
– Надеюсь, что, как и в первую волну, стройплощадки закрывать всё же не будут. 
В жилищном строительстве и без того хватает проблем: есть серьёзные трудности с закрытием вакансий на низовых рабочих позициях. Многие мигранты уехали, а приехать обратно не могут. Минстрой уже обратился в правительство с просьбой помочь в разрешении этой проблемы. Но пока показатели заболеваемости идут вверх, вряд ли кто-то поддержит такую просьбу.
Дефицит рабочих рук, естественно, приводит к смещению сроков ввода, увеличивает расходы на оплату труда. Хорошо ещё, что в этом году за просрочку не штрафуют. 

Илья Арендарь,
управляющий индустриального и логистического парка RAUM Бугры:
– Как и при первой волне, ключевым фактором общения с арендаторами я считаю принцип открытости. Мы занимаем позицию партнёрских переговоров, понимая, что нужно проявлять гибкость и лояльность к клиентам. Это касается любого нашего арендатора, невзирая на занимаемую площадь и статус. На мой взгляд, повторный накат пандемии будет воспринят бизнесом сложнее, потому что ресурсы многих изрядно опустошила ещё первая волна. С другой стороны, российский бизнес быстро приспосабливается к меняющимся условиям. 
Поэтому в складской недвижимости вперёд вырвутся те, кто сможет предоставить клиентам широкоформатный сервис. Под этим мы понимаем не только сам склад, но и сопутствующую инфраструктуру.
Сокращение доходов граждан как раз может привести к тому, что нехватки рабочей силы не будет. Пожалуй, главный риск – потенциальное увеличение сроков реализации любого проекта, который завязан на поставку оборудования, в том числе из-за границы.
Самый уязвимый сегмент рынка не офисы, которые активно переходят в режим коворкингов, а скорее торговля. Во многом это связано с нежеланием арендодателей временно снизить ставки.

Дмитрий Ефремов,
руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург»:
– В первую волну строительная отрасль приобрела серьёзный опыт работы в условиях новой реальности. Например, мы перевели многие коммуникации внутри компании и с покупателями в онлайн-формат, уделили особое внимание проработке личного кабинета клиента на сайте, развитию инструментов 3D-визуализации проектов. Такие шаги помогли застройщикам довольно оперативно адаптироваться к изменениям. Поэтому наступление второй волны уже не стало шоком для отрасли. Важно, что стройки могут продолжаться без остановки, а люди, которые хотят приобрести квартиру, имеют для этого все возможности, в том числе дистанционный формат. Прогнозировать развитие эпидемиологической ситуации и её влияние на рынок достаточно сложно. Главное – сохранить здоровье людей, соблюдать все необходимые меры. При этом важно, что повторного глобального локдауна власти пока избегают.

Иван Починщиков,
управляющий партнёр IPG.Estate:
– Наша работа завязана на контактах с клиентами. Когда активная фаза самоизоляции была завершена, мы постепенно начали выводить сотрудников в офис. Были введены рекомендации по измерению температуры, использованию масок при общении с клиентами. Мы также применяем рециркуляторы воздуха. Но с наступлением "второй волны" пришлось вернуться к предыдущему опыту и перевести максимальное количество работников на "удалёнку". Совещания, отчёты и контроль руководства также происходят в онлайне. Однако просмотр объектов неэффективен в зуме, поэтому встречи организуются с соблюдением дистанции и всех мер защиты с обеих сторон.
«Вторая волна» обернётся для рынка тем же самым, что и первая. Планы, в частности, по развитию офисов будут приостановлены до весны, пока статистика заболеваемости не пойдёт на спад и не решится вопрос с вакцинацией населения. Опасность не преувеличена. Необходимо жить и работать в сложившихся условиях, беречь себя и нести социальную ответственность перед обществом и близкими.
Наиболее значимое последствие для бизнеса – переход потребителей к модели накопления. Это касается и компаний. Они понимают, что нужно иметь запас средств, чтобы обеспечить потенциальный повтор самоизоляции. Выбор между инвестициями и наличием стабилизационного фонда становится очевиден, что приостанавливает крупные переговоры.