НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 20:37

Росреестру сменили куратора

16 ноября 2020 в 06:29

Работу Росреестра будет курировать вице-премьер Алексей Оверчук.

Это фигура почти непубличная. В громких скандалах не замешан; Навальный не посвящал ему роликов. Правда, недавно г-н Оверчук угодил в ДТП: летел по Кутузовскому проспекту и на разделительной полосе встретился с «Таврией». Но всё обошлось.

В околоправительственных кругах его считают «человеком Мишустина» – и не без оснований.

Алексею Оверчуку 56 лет, он родился на Украине; окончил Тимирязевскую сельхозакадемию; экономист, кандидат наук. Несколько лет отдал научной карьере (от лаборанта до старшего научного сотрудника). В 1994-м оказался в Управлении делами президента. В 1998-м году стал начальником отдела госрегистрации прав на недвижимоcть Роскомзема, затем занимал посты в Минсельхозе и Государственном земельном комитете. С августа 2000 года – замруководителя Федеральной службы земельного кадастра. А руководил Росземкадастром Михаил Мишустин.

В 2007-м Мишустин перемещается на пост главы Агентства по особым экономическим зонам – Оверчук следует за ним, опять в должности зама.

С 2008-го по 2010-й в биографии Мишустина «перерыв на бизнес» – работа в группе инвестиционных компаний UFG Capital Management. И Алексей Оверчук неизменно при нём.

В 2010 году Михаил Мишустин возглавил Федеральную налоговую службу; весной 2011-го Оверчук становится его заместителем.

В январе 2020-го президент назначает г-на Мишустина премьер-министром – и Оверчук (наверное, уже привычно) занимает пост на ступеньку ниже шефа.

В вопросах регистрации и кадастра г-н Оверчук, несомненно, разбирается. Давно интересуется цифровизацией. Хорошо ориентируется во внешнеэкономических связях, входил в разнообразные международные комиссии, включая какую-то рабочую группу при ООН. В правительстве у него до сих пор не было чётко обозначенного круга вопросов, если не считать таковыми «проблемы Евразийской интеграции". Похоже, Михаил Мишустин привёл его с собой с прицелом именно на Росреестр.

С работой Виктории Абрамченко, которая последние несколько лет возглавляла Росреестр, а с января курировала эти вопросы в правительстве, были связаны определённые проблемы. Это и постоянно растущие расходы «на цифровизацию» при неочевидной эффективности, и обвинения в сомнительных кадровых решениях (история с Парвизом Тухтасуновым), и жалобы потребителей на сбои в работе.

Алексей Оверчук – наверное, не политик, он больше похож на классического технократа. Формально перед ним поставлены как раз технические задачи: интеграция геоданных с Федеральным адресным реестром, а также «создание и развитие клиентских сервисов на базе цифровых технологий». А если неформально, то, скорее всего, (с учётом опыта) он будет заниматься интеграцией данных Росреестра в интересах ФНС.

В деятельности Росреестра порой сложно отделить регистрационные процедуры  от политики. Например, в 2015 году расследователи ФБК обнаружили, что сыновья генерального прокурора Игорь Чайка и Артём Чайка зашифрованы в Росреестре как ЛСДУ3 и  ЙФЯУ9. Потом вместо этих аббревиатур в графе «собственник объекта» появилась безликая запись "сведения отсутствуют". Затем владельцем стала «Российская Федерация». А после отставки генпрокурора в начале 2020-го в реестр снова вернулись настоящие имена…

Впрочем, довольно долго технократом считали и самого Михаила Мишустина.