НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 05:51

Универсальная отмычка от УФАС

22 декабря 2020 в 12:17

Средний палец стал поводом для дела о нарушении закона о рекламе.

Дело будет рассматриваться в будущем году. Его возбудило Управление ФАС по Свердловской области. Антимонопольщиков насторожил рекламный видеоролик компании «Брусника».

Маленькая девочка с папой под мелодию из «Обыкновенного чуда» («...давайте простимся светло...») уезжают из старой панельной «хрущёвки». Девочка бросает играющим во дворе детям своего потрёпанного мишку, садится в машину, смотрит на старый дом, улыбается и показывает средний палец. Дому, не детям. Всё. О качестве и вкусе можно дискутировать. Но мотивировка ФАС интересна.

Антимонопольщики отмечают, что в сюжете использован «непристойный и обидный образ». Тут не поспоришь. Не так давно за использование неприличной рекламы укоряли УК «Теорема». Рекламщики во всём мире балансируют на грани. Клиент от потока информации глохнет и слепнет, а внимание привлечь как-то надо.

Но! Есть нюанс.

Думаете, если бы девочка показала два пальца – V – претензий бы не было? Ошибаетесь. Контролёры УФАС широким фронтом выступают в защиту интересов несовершеннолетних. Тех самых детей, играющих во дворе "хрущёвки". 

«Реклама может побуждать их к тому, чтобы они убедили родителей и других лиц приобрести рекламируемый товар. (Квартиру в новом ЖК от «Брусники». – NSP). Создать у них впечатление, что переезд в новый дом ставит их в какое-то предпочтительное положение перед их сверстниками. Такая реклама может формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, которые не обладают таким товаром, то есть живут в старых домах», – сообщает представитель службы.

То есть суть претензий в том, что один дом (новый) может быть лучше другого (старого). Плюс «защита детей» – строго по О. Бендеру.

Какие возможности открываются перед УФАС! Многочисленные счастливые дети в рекламе крупного госбанка могут создать комплекс неполноценности у тех ребятишек, которые не обзавелись специальной детской банковской картой. Или тех, чьи родители недостаточно продвинуты, чтобы взять ипотеку.   

Похоже, вирус запретительства, возникший в депутатской среде, становится опаснее ковида. Он ещё удачно скрестился с «оскорблением чувств» и мутирует дальше. Уже совсем скоро средний палец, показанный стене, могут счесть «клеветой в адрес неопределённого круга лиц». (Автор этой замечательной формулы – депутат Вяткин.) На подходе – законопроект Хинштейна-Боярского, обязывающий социальные сети самостоятельно искать и блокировать информацию, «выражающую в неприличной форме явное неуважение к государству». Панельный дом на пустыре – чей? Государственный! То-то. Тем более что в рекламном слогане наглая «Брусника» открыто призывает «бороться с ностальгией, показав прошлому средний палец». Тут уже и до «фальсификации истории» недалеко!

И не надо оскорблять чувства людей, живущих в бараках, показывая им картинки с современными жилыми кварталами.

От ковида мрут, кстати, невзирая на чины и статус. От вируса запретительства сначала дохнет любая несанкционированная свыше активность, затем – и бизнес. Ну, а потом уже – люди. От бескормицы, безнадёги и отсутствия перспектив.

Единственное, что спасает нас от безумного вала законопроектов и правоохранительных инициатив, то, что они категорически невыполнимы на практике.