Фермеры помогут нацпроекту
В крестьянских хозяйствах разрешат строить жилые дома. А садоводства предлагают считать «сельскими территориями».
Законопроект, разрешающий фермерам строить жилые дома на сельхозземлях, принят в первом чтении и в весеннюю сессию будет представлен на утверждение.
Налицо обычный для российского законодательства «конфликт законов»: строить жилые дома в составе крестьянского (фермерского) хозяйства было разрешено ещё в 1990 году. И это разрешение подтвердил Верховный суд в 2015-м. (Определение от 15 декабря 2015 года №33-КГ15-19.)
Вместе с тем, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «действующее земельное законодательство... не позволяет в большинстве случаев КФХ иметь жилой дом и проживать в непосредственной близости к землям, используемым в сельхозпроизводстве». Изменения будут внесены в Земельный кодекс, в закон об обороте сельхозземель, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в Градостроительный кодекс и ещё несколько актов.
Предусмотрены и ограничения: дом должен быть не более 600 кв.м и может занимать не более 5% участка. При этом земля должна быть в собственности КФХ.
Например, в Ленобласти насчитывается более 6200 КФХ (данные на 2019 год), такие хозяйства занимают 59 700 га, из них в собственности – 29 900 га. Остальное – в аренде или пользовании. Региональная программа «Ленинградский гектар» предполагает, что её участники могут получить до 10 га, но первые пять лет земля будет предоставлена в аренду. Невозможность построить дом и жить в нём, конечно, снижает популярность программы.
Если новый порядок будет принят, вполне вероятно, что эту возможность постараются использовать и застройщики. Например, для освоения тех участков "сельхозки" в привлекательных локациях, которые не удаётся перевести под дачное строительство.
Минимальный размер фермерского участка в области – 1 га (максимальный – 100 га). И на одном участке можно поставить только один жилой дом. Но можно попробовать разместить и несколько «гостевых коттеджей» – например, под предлогом набирающего популярность агротуризма.
Правда, в любом случае на части территории придётся что-то (или кого-то) выращивать. Иначе земельный контроль будет придираться и штрафовать за неиспользование участка по назначению – вплоть до изъятия.
Не названная официально, но очевидная цель этого законопроекта – увеличение ввода жилья. (Если бы речь шла об увеличении выпуска сельхозпродукции, пришлось бы думать о конкуренции с глобальными агрохолдингами, о дешёвых кредитах для фермеров и крестьянских кооперативов и пр.)
Похожая инициатива изложена в письме сенатора Андрея Кутепова, направленном в Минстрой. Г-н Кутепов предлагает для развития загородного домостроения перевести садоводства в «сельские территории». То есть в госпрограмму развития села. В письме напрямую не сказано про «сельскую ипотеку", но цель именно такая: включить жилые дома в садоводствах в программу субсидированного кредитования. И в этом случае существенная часть проблемы остаётся за кадром. Например: а если СНТ и ДНП признают «сельскими территориями» – возникнет ли у собственников право на "социалку" в шаговой доступности? На школы, садики и прочую обременительную для бюджета инфраструктуру?
Впрочем, решать одни проблемы, попутно создавая массу других, – фирменный стиль отечественного законодателя.