НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 16:20

Sharing по-соседски

8 февраля 2021 в 06:21

Пандемия продемонстрировала людям важность инфраструктуры в ближайшем окружении. Даже после снятия части ограничений многие горожане предпочли отказаться от поездок в центр мегаполиса – как по работе, так и по личным делам. Обеспечить покупателям квартир максимум возможностей рядом с домом – одна из задач застройщиков на конкурентном рынке. Один из возможных вариантов – общественные пространства.
Обсудить их перспективы собрались эксперты Дискуссионного клуба NSP на online-дискуссии «Sharing по-соседски: нужны ли общественные объекты в новых жилых комплексах?».

Участники дискуссии:

Модератор:

Надо сказать, сам термин «общественные пространства» застройщики воспринимают по-разному. Для одних это помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, развитием и эксплуатацией которых занимается управляющая компания (зачастую связанная с застройщиком). Другие используют это понятие шире и относят к общественным пространствам любые инфраструктурные объекты, предназначенные для жителей, включая и чисто коммерческие. Но все девелоперы сходятся на том, что фокус клиентов в ближайшее время будет направлен на дополнительные «опции» ЖК.

26 января 2021
ВИДЕОвстречи
Sharing по-соседски: нужны ли общественные объекты в новых жилых комплексах?
Sharing по-соседски: нужны ли общественные объекты в новых жилых комплексах?

Юлия Ружицкая:
– Покупатели стали уделять больше внимания наполнению жилого комплекса. На первый план вышла социальная инфраструктура, дольщики оценивают и придомовую территорию. Мы сумели сделать акцент на общественных пространствах под открытым небом – детских и спортивных площадках, которые оказались очень востребованы. 
Все коммерческие помещения в наших комплексах мы решили оставлять в собственности и выступать оператором по сдаче их в аренду с целевым назначением, соответствующим интересам жителей. Это больше, чем просто зарезервировать один объект под community. Это стратегия развития. 
Мы сейчас имеем дело с реализацией проектов, которые долго строятся, поэтому комфортность проживания очень сильно влияет на привлекательность ЖК у новых покупателей. Мы очень внимательно изучаем функционал, который запланировал арендатор, и его целесообразность в данном месте. В наших комплексах начали появляться помещения, предназначенные для школы раннего развития, школы английского языка, фитнеса. Что касается общественных пространств, наиболее популярным в сегменте жилья категории «масс-маркет» является запрос молодых мам на детские клубы. 
Кроме того, в последнее время появился запрос на рабочую зону – желательно прямо дома. Мы смогли предложить такой продукт, как квартира с домашним офисом. Это небольшие помещения, которые специально оборудуют с повышенной звукоизоляцией, дополнительной вентиляцией, розетками, освещением.

Игорь Синькевич:
– В нашем управлении есть клубный дом на Песочной набережной, в котором застройщик треть площадей отвёл под общественное пространство. Там оборудованы фитнес-зал и спортивный зал, косметический кабинет, помещение под парикмахерскую, детская игровая комната, сигарная, бильярдная, кафе, отдельная переговорная – всё это только для жильцов дома. Собственники изначально договорились, что с улицы туда никто зайти не может. При этом вся инфраструктура активно используется. 15 лет прошло, и всё востребовано, ничего лишнего. Наоборот, есть запросы на дополнительные помещения под разные нужды. 
Естественно, всё это стоит денег: за треть здания нужно вносить коммунальные платежи, в бассейне должен быть инструктор, в фитнес-зале – тренер. Это всё ложится на плечи жильцов.
Если в доме 1500-2000 квартир, может быть проблематично договориться о том, как это имущество эксплуатировать, какими наполнить функциями и пр. Думаю, такие общественные пространства изначально должны иметь определённое назначение. И самое разумное – не относить их к общему имуществу дома. Если застройщик заинтересован, стоит оставлять их за собой и ими управлять. 

Сигарный лаунж в ЖК «Привилегия»
Сигарный лаунж в ЖК «Привилегия»

Александр Свинолобов:
– Создание neighbourhood заложено в политику нашей компании с момента её создания. Один из критериев этого добрососедства – возможность для будущих жильцов иметь дополнительные способы организации досуга, в том числе совместного с соседями. Плюс качественное благоустройство прилегающей территории, которое сделает прогулки и общение во дворе привлекательными для людей. 
Первый хобби-рум мы сделали в проекте Skandi Klubb, который реализовывался ещё от имени NCC. У застройщика в ЖК осталось некое пространство, которое, как было понятно, продать нельзя. Возникла идея оборудовать его так, чтобы создать дополнительный маркетинговый продукт для продвижения проекта. Речь шла о помещении на последнем этаже, с выходом на террасу. Мы оборудовали там пространство, где можно отметить детский день рождения или провести совещание, встретиться с друзьями, выйти на террасу посмотреть на город. Площади были переданы как общее имущество управляющей компании, вместе с нами она пыталась определить правила его эксплуатации. Любой житель дома может забронировать место бесплатно и использовать по назначению. 
Сейчас хобби-рум в Skandi Klubb, как правило, задействован 5-6 раз в неделю. В среднем помещение занимают на три часа. Жители проводят в хобби-руме йогу, детские мероприятия, отмечают дни рождения. Некоторые приходят работать.
Дальше идея трансформировалась в стратегию, которая подразумевает, что такие пространства по возможности появляются во всех наших проектах. Такой же хобби-рум есть в ЖК Magnifika, где оборудовано достаточно большое помещение на первом этаже. Оно, кстати, ещё популярнее. Его бронируют 6-7 раз в неделю, в среднем на 3-4 часа. Жители организуют в помещении фитнес, игровые вечера, совместный просмотр кино. Некоторые соседи уже дружат семьями и собираются в хобби-руме компаниями. Записаться можно в любое время через управляющую компанию. Главное, чтобы в эти часы пространство было свободным.
Создание хобби-рума планируется и в комплексе Gröna Lund во Всеволожске. 
Каждый застройщик видит организацию общественных пространств по-своему, но суть в том, чтобы оно создавало для жильцов дополнительную ценность ЖК. 
При этом вопрос использования и возникающей ответственности очень непрост, особенно для помещений общего пользования. 

Игорь Синькевич:
– Имея опыт эксплуатации общественных гриль-домиков, я открещиваюсь от них изо всех сил. Их обслуживание действительно может стать проблемой.

дизайн общественных пространств в стиле лофт в ЖК Magnifika
Дизайн общественных пространств в стиле лофт в ЖК Magnifika

Тенгиз Адамия:
– В элитном сегменте девелоперы исходят из задачи создать комфортное пространство для разных категорий жильцов. Аудитория сегмента неоднородна, её можно разделить на две группы. Во-первых, это люди, которые ценят камерность, обособленность, конфиденциальность. Они исходят из концепта «Мой дом – моя крепость». Для них важна инфраструктурная наполненность, но она должна быть автономной и предназначенной в первую очередь для жителей самого комплекса. Вторая группа ориентирована на активную светскую жизнь, единую социальную среду, клубный формат проживания – элитное сommunity, в котором происходит общение, активное приобретение новых связей, друзей, знакомств. Нам как девелоперу необходимо соответствовать жизненным сценариям и той и другой аудитории, то есть создать универсальное пространство.
В ЖК «Привилегия» у нас есть общественное пространство для общедомового пользования. Здесь важна многофункциональность, например, сигарную можно задействовать и как переговорную, провести в ней частное семейное мероприятие или бизнес-встречу. У нас есть лаунж-зоны, где можно принять гостей, поработать.
Мы разделяем потоки. Посетители могут попасть в инфраструктурные помещения со стороны улицы, а жильцы – изнутри. Это обеспечивает многоуровневая система контроля доступа. Например, посетитель может выпить чашку кофе в лобби-баре, но дальше пройти не сможет. 
Мы управляем объектом самостоятельно. Тут должен быть баланс. 
С одной стороны, это бизнес-история – рентабельная, маржинальная. С другой – социально ориентированный бизнес, направленный в первую очередь на удовлетворение потребностей жителей.

Надежда Калашникова:
– Сейчас мы готовим к выводу два жилых комплекса бизнес-класса на юге города. Для них мы также продумывали концепцию квартир с офисами. На мой взгляд, это сейчас очень востребовано. Мы рассматриваем возможность открытия коворкингов, но понимаем, что нужно базироваться на экономических составляющих. Мы планируем не сдавать такие площади в аренду, а продавать. Мониторим рынок и понимаем, что должны строить общественные пространства с учётом конъюнктуры. У них тоже должна быть своя экономика.

Бильярдная в ЖК на Песочной набережной
Бильярдная в ЖК на Песочной набережной

Алина Плетцер:
– Рынок недвижимости меняется очень быстро, однако очень медленно трансформируется нормативно-техническая база. Она практически «стоит на месте». Например, термин «открытые офисные пространства» (или «опенспейсы»), который мы давно используем, в законодательстве появился только в апреле 2020-го.
Нормативная документация в отношении общественных пространств очень скупая. Основной документ, который их регламентирует, – это СП 118 (общественные здания) и СП 54 (здания жилые многоквартирные), где установлено, какие помещения можно размещать в жилом доме, а какие недопустимы. 
Коворкинг и другие современные объекты в терминологии отсутствуют. Отмечу, что при приёмке объекта в эксплуатацию надзорные органы оценивают его соответствие нормативной базе существенно строже и внимательнее, чем уже на введённом объекте. После сдачи в эксплуатацию оснащение общественного пространства в нежилых помещениях происходит через разработку проекта перепланировки и согласование в иных инстанциях. 
Я бы хотела акцентировать внимание на том, что, развивая общественные пространства, нельзя упускать вопрос обеспечения комфорта и доступности объекта для маломобильных групп населения. Речь и о колясочниках, и об инвалидах по слуху и зрению. Поэтому необходимы тактильные плитки, звуковые системы, универсальные кабины и многое другое. 

Николай Антонов:
– Несколько лет назад я изучал опыт американских «нейборхудов». Это устоявшаяся культура потребления, в каждом малоэтажном комплексе есть бассейн, фитнес-зал, комната для гриль-пати и митинг-рум для ведения переговоров. Это всё используется жильцами, однако несёт в себе добавочную стоимость к девелоперскому продукту.
Если рассуждать про коворкинги в жилых комплексах – это должен быть профессионально собранный продукт. Валовая выручка от коворкинга в спальном районе составляет около 2500 руб./кв.м в месяц. При этом эксплуатационные затраты намного выше, чем в ритейле. 
Мы предлагаем застройщикам несколько проектов коворкингов по франшизе Page, связывая заинтересованных участников. Мы ищем потенциальных инвесторов, которые готовы купить или взять в аренду помещение, а потом помогаем находить резидентов. Если комплекс открытый – это абсолютно рыночная история, в закрытых ЖК экономика, как правило, считается плохо. Но наша воронка продаж показывает, что инвесторам интересны помещения в спальных районах под коворкинги.

Набережная ЖК «Премьер Палас»
Набережная ЖК «Премьер Палас»

Владимир Дорофеев:
– У меня есть предположение, что в течение 10-15 лет поменяется парадигма устройства квартир в жилых комплексах, в том числе будут появляться домашние офисы. Ковид внёс изменения в психологию работодателей, все поняли, что можно людей держать на «удалёнке». Думаю, в итоге мы перейдём к гибридной схеме, когда в офисе надо будет находиться 2-3-4 рабочих дня, а остальное время – дома. Но чтобы трудиться вне офиса, нужно качественное рабочее место. Поэтому будут появляться выделенные кабинеты. Вторая возможность – не развивать эту площадь внутри конкретной квартиры, а интегрировать в общественные пространства. 
На мой взгляд, все общественные зоны должны функционировать исключительно на коммерческих рельсах. И это позволит им эволюционировать. Не должно быть «общественной» нагрузки в виде объектов, которые нужны не всем жильцам. Например, зачем чайлдфри платить за детский клуб? 
Сейчас мы развиваем новую сеть. Год назад мы осознали, что «Практик» становится премиальным продуктом, требовательным с точки зрения размещения, площадей, инвестиций и пр. И ему нужен «младший брат», который мог бы располагаться в неформатных помещениях площадью от 400-500 до 1000 кв.м. Раньше я утверждал, что мы не видим перспективы для развития коворкингов в периферийных районах до 2024 года, но ковид сформировал потребность в услугах, максимально приближённых к местам проживания людей. Так у нас появилась идея создать второй бренд – «Офикс», максимально адаптированный к размещению в спальных районах. В этом году мы планируем открыть 11 объектов в разных регионах. Мы готовы размещать коворкинги на внутренних территориях жилых комплексов, но мы категорически против того, чтобы эти объекты были доступны только жильцам.
Основная «фишка» сетевых коворкингов – единая цена для региона внутри календарного года, плюс мы планируем партнёрство с Page. Суть в том, что человек утром в формате каршеринга выбирает ближайший коворкинг и бронирует там место. По нашим планам, в большинстве случаев платить за посещение будет работодатель, покупая определённый пакет для сотрудников. 

Николай Антонов: 
– Когда объединяются два оператора, это становится удобно с точки зрения стоимости транзакции для пользователя. Идея в том, что компания покупает сертифицированные рабочие места, а сотрудник сам выбирает, где ему работать, – сегодня в «Практике», а завтра в Page. 

Александр Свинолобов: 
– Интересно, что общественные пространства по-разному выглядят в разных компаниях. У каждого своя стратегия, нужно искать синергию.


Редакция благодарит за сотрудничество партнёра мероприятия – «МТЛ. Управление недвижимостью»

Будем рады видеть всех в гостях в Дискуссионном клубе «НП». 
Следите за анонсами будущих встреч на сайте NSP.RU.

Видеоролик состоявшейся дискуссии:

26 января 2021
ВИДЕОвстречи
Sharing по-соседски: нужны ли общественные объекты в новых жилых комплексах?
Sharing по-соседски: нужны ли общественные объекты в новых жилых комплексах?